Методика изучения технологии обработки древесины в образовательной области «Технология»

Дипломная работа

Содержание

Введение

Глава 1. Технология обработки древесины в учебном процессе

1.1. Ведущие тенденции модернизации современного технологического образования

1.2. Содержание и структура учебной деятельности по техническому труду 

1.3. Анализ общеобразовательной программы обучения школьников обработке древесины

1.4. Анализ учебника 7 класса по разделу обработка древесины           

Глава 2. Комплексно-методическое обеспечение при обучении школьников обработке древесины

2.1. Использование компьютерной поддержки при обучении обработке древесины

2.2. Разработка уроков по обработке древесины в 7 классе

2.3. Рекомендации по совершенствованию методики преподавания технологии обработки древесины

Заключение

Список литературы

Приложение 1

Выдержки из дипломной работы.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Методика трудового обучения как отрасль педагогической науки имеет свои объекты, задачи и методы исследования. Объектом изучения служит процесс трудового обучения, включая все его стороны: содержание учебного материала, методы преподавания, познавательную деятельность учащихся, результаты обучения и др. Изучение всех сторон этого процесса должно проводиться с учетом возрастных особенностей учащихся.

Цель дипломной работы: изучить методику преподавания обработки древесины в образовательной области «Технология» с точки зрения современных технологий.

Объект исследования: методическое обеспечение обучения обработке древесины в общеобразовательной школе в рамках образовательной области «Технология».

Предмет исследования: методика обучения обработке древесины с учетом современных деревообрабатывающих технологий и использованием современных компьютерных технологий.

Цель и гипотеза определили задачи исследования:

  1. На основе анализа литературных и других источников информации рассмотреть цели, задачи, основные принципы обучения обработке древесины в ООТ, применяемые методы, формы, средства для проведения занятий в общеобразовательной школе.
  2. На основе анализа информации определить способы применения современных компьютерных технологий в технологическом обучении, в частности, обучении обработке древесины, для повышения его эффективности.
  3. Исходя из целей и задач технологического обучения, разработать систему уроков, опирающихся на современные компьютерные технологии (презентация, электронный учебник), а также сформулировать условия организации занятий.

Глава 1. Технология обработки древесины в учебном процессе

1.1. Ведущие тенденции модернизации современного технологического образования
Научно-техническая революция, стремительное развитие технологий изменили уклад жизни современного человека. Технология в целом стала важнейшим фактором социально-экономического и научно-технического прогресса. В государствах с более высоким уровнем технологии выше качество жизни людей, качество образования, науки, культуры, досуга.

В последнее время острее становится проблема разумного использования традиционных и новых технологий для обеспечения гармоничного сосуществования человека и природы. «Подрастающее поколение необходимо готовить к рациональному использованию существующих и новых технологий в интересах развития человека, общества и сохранения природной среды», - говорится в программе «Основы технологической культуры»...

Теоретическая часть курса несет информацию из истории обработки дерева, сведения о народных промыслах, данные по материаловедению, по современным технологиям изготовления и отделке декоративных и функциональных деревянных изделий. В практическую часть входят занятия, на которых ученики овладевают приемами изготовления деревянных изделий различными способами (ручная обработка, обработка на станке) .

В настоящее время информационные технологии и компьютерная техника, существенная их часть, обладают огромными возможностями. Практически каждый год одно поколение процессоров сменяется другим, выдвигая компьютеры на новый уровень. Все богаче становится выбор технических и программных средств, способных решать самые разнообразные задачи за все более короткое время. Компьютеры внедряются в науку, в искусство, в повседневную будничную жизнь человека. Их широкие возможности по обработке информации определяют их применимость в области образования. Они могут облегчить преподавание и изучение материала на всех уровнях…

Применение компьютерной техники возможно и желательно при изучении большинства тем курса, это предоставляет новые формы и методы работы, имеет много положительных аспектов. Как показал анализ мнения учащихся, преподавателей, специалистов по компьютерным технологиям, научных деятелей, современные школьники способны воспринимать и усваивать крупные объемы данных через средства информационных технологий, они достаточно подготовлены и, в большинстве своем, испытывают интерес к самостоятельной работе с ними. Важной является задача для учителя отобрать необходимую для конкретного урока информацию, чтобы ограничить хаотичность, обрывочность сведений, часто возникающую при самостоятельной работе учащихся с источниками информации, и защитить молодой организм от возможной перегрузки излишними и не являющимися необходимыми данными…

1.2. Содержание и структура учебной деятельности по техническому труду

Рассмотрим содержание и структуру учебной деятельности по техническому труду.

Формы трудового обучения имеют свои особенности:

-       главная цель обучения учеников в разных формах - формирование профессионального мастерства на основе моделирования деятельности специалиста в условиях работы в учебных мастерских и лабораториях, предприятия, фирмы, организации;

-       сочетание обучения в учебных мастерских и в производственных условиях, путем сочетания фронтальных и нефронтальных способов организации обучения;

-       привлечение к производственному обучению квалифицированных специалистов…

Выбор метода обучения зависит от:

1. максимальной направленности метода на решение поставленных задач (обучение, воспитание, развитие учеников);

2. соответствия методов принципам дидактики, особенностям содержания учебного материала, формам организации учебного процесса, реальным учебным возможностям учащихся, дидактическим возможностям педагога...

1.3. Анализ общеобразовательной программы обучения школьников обработке древесины

Для того чтобы изучить технологию обработки древесины при обучении учеников курсу «Обработка древесины», необходимо для начала выяснить объемы изучаемого материала в школе. Наиболее просто это сделать, обратившись к образовательной программе.

Рассмотрим, что конкретно изучается в школьном курсе по теме «Обработка древесины», какие знания и умения должны получить ученики.

1.Общие сведения о программе.

Экспериментальная программа подготовлена временным научным коллективом «Технологии»…

8-9. Возможности реализации воспитательного и развивающего компонентов.

Воспитывающий компонент технологической подготовки школьника выражается в выработке у учащихся терпения, аккуратности, усидчивости, бережливости, формирование у учащихся научного мировоззрения, высоких моральных качеств и эстетических вкусов, обеспечение тесной связи обучения с жизнью, формирование познавательных интересов, положительных мотивов учения.

Возможности реализации развивающего компонента можно осуществить, через методы обучения, средства обучения, методы демонстрации трудовых приемов, метод проблемного обучения, те навыки, которые учащиеся уже получили. А также осуществляется развитие мышления, развитие познавательной активности, наблюдательности, умении и привычек по самообразованию и самосовершенствованию.

В ходе изучения данного раздела у учащихся развиваются практические умения по изучению, анализу, оценке, способам улучшения состояния окружающей среды. При выполнении творческих проектов у учащихся развиваются навыки самостоятельной работы и т.д.

Воспитывающий и развивающий компоненты выражаются в приобретаемых знаниях и умениях. Учащиеся VII класса должны: …

1.4. Анализ учебника 7 класса по разделу обработка древесины

1.Общие сведения об учебнике.

Самородский П.С., Симоненко В.Д., Тищенко
А.Т. Технология: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы (вариант для мальчиков) / Под ред. В.Д.Симоненко. – М.: «Вентана-Граф», 2004.

Цели и задачи изучения данной темы.

Целью данной темы является – обучение школьников общетрудовым умениям по технологии обработки древесины, обучение приемам художественной обработки материалов…

  1. 14.Предложения по изменению содержания обучения учащихся или его совершенствованию с обоснованием причин и необходимости этого.

Для совершенствования процесса обучения можно предложить использование современных компьютерных технологий на различных этапах урока: при объяснении новой темы, при контроле знаний учащихся, для работы учащихся с литературой, в расчетах, при разработке конструкторской документации и т.д.

При этом компьютерные технологии не должны быть избыточными, они должны органично дополнять процесс обучения.

Глава 2. Комплексно-методическое обеспечение при обучении школьников обработке древесины

2.1. Использование компьютерной поддержки при обучении обработке древесины

Основные способы использования компьютеров на занятиях по «Технологии»

Практика показывает, что в курсе деревообработки целесообразно использовать следующее компьютерное программное обеспечение (разработанные самостоятельно продукты помечены символом):

Библиотека оцифрованных изображений – фотографий, иллюстраций (примеры выполненных работ, народные промыслы, творческие проекты, лучшие эскизы и работы учащихся).

 Методы и формы использования электронной библиотеки:

-       просмотр или демонстрация изображений по конкретной теме (учителем – при объяснении нового материала и закреплении пройденного, учащимися – при докладе, при подготовке к практической работе и во время нее);

-       тренировка поиска учащимся изображений необходимого содержания;

-       сортировка учащимся изображений (предварительно перепутанных);

-       обработка и пополнение подборки при работе с графическими редакторами, с периферийными цифровыми устройствами (сканер, фотоаппарат и др.);

-       комплексное использование перечисленных методов при выполнении твор­ческого проекта и оформлении электронной выставки работ…

2.2. Разработка уроков по обработке древесины в 7 классе

 Как мы рассмотрели, способов применения компьютерной техники на уроке может быть много. Разработаем подробные конспекты уроков, включающие в себя разные способы применения компьютерной техники.

Календарно-тематическое планирование (см. Приложение 1)

Пример урока, использующего электронную библиотеку.

Урок 1. Физико-механические свойства древесины.

Тип урока: комбинированный урок.

Цели урока:

- ознакомить школьников с физико-механическими свойствами древесины;

- развивать умение определять плотность древесины;

- воспитывать технологическое мышление.

Оборудование: конспект урока, учебник, плакаты. Раздаточный материал…

Урок 6. Отклонения и допуски на размеры деталей

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

- объяснить ученикам понятие допусков и отклонений, формулы расчета допусков.

- воспитывать внимательность в расчетах.

-развивать умение работы с электронными таблицами.

Оборудование: конспект урока, учебник, плакаты. Раздаточный материал…

Урок 7. Шиповые столярные соединения.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цели урока:

-       Ознакомить учащихся с соединениями в столярном производстве, их видами. Познакомить с областью применения шиповых соединений. Научить рассчитать простейшее шиповое соединение. Научить основным правилам изготовления простейшего шипового соединения.

-       Развивать моторику движений при работе режущим инструментом при обработке древесины

-       Организовать рефлексивную деятельность учащихся: оценка и анализ своего труда.

Проблема: отсутствие у подростков знания о множестве видов соединений и особенностях их использования…

2.3. Рекомендации по совершенствованию методики преподавания технологии обработки древесины

Выбранные компьютерные средства для облегчения работы учителя и увеличения эффективности обучения школьников могут быть использованы на любом из уроков. Однако, мы рассматриваем конкретные случаи использования тех или иных компьютерных возможностей на разных уроках.

Урок 1. Физико-механические свойства древесины.

При объяснении учителем нового материала возможно использование предложенных схем. Схемы показывают, какие бывают свойства древесины и каким способом можно определить то или иное свойство древесины. Учебный материал специально разбит на две схемы, одна из которых дает только определения, другая – способы определения свойств древесины. В данном случае – это графический способ объяснения нового материала…

Тема «Художественная обработка древесины».

Тема выбрана для разработки электронного учебника. Электронный учебник, это скорее пособие для учителя, чем для самих учеников. Он сделан в форме интернет-страниц. На каждой из страниц находится информация, которая соответствует объему учебника и даже немного расширяет ее. Это сделано для того, чтобы учителя могли выбрать тот материал, который они могут и хотят дать ученикам…

Заключение

Итак, в данной дипломной работе были рассмотрены теоретические и практические особенности методики преподавания «Технологии» в средней школе на примере анализа и проектирования раздела учебного пособия. Изменение методики технологического обучения в 7-м классе отражает системный процесс трансформации трудового образования, а именно переход от трудового обучения к технологичес­кому…

Презентации к урокам (выдержки):

Точение декоративно-прикладных изделий на токарном станке.

Мозаика на изделиях из древесины.

Технологии создания мозаичных наборов.

Образец электронного учебника:

Презентация к диплому:

Пакет документов включает:

1. Электронная библиотека с образцами картинок по разным темам деревообработки (согласно тематике диплома).

2. Образец электронного учебника (см. скрины экрана выше).

3. Электронные презентации к урокам (3 презентации).

4. Образец расчета отклонений и допусков (таблица Excel с введенными формулами).

5. Пояснительная записка (сам диплом).

6. Презентация для защиты диплома.

Стоимость пакета документов: 2500 руб.

Для получения возможности скачивания файлов и добавления комментариев - войдите на сайт или зарегистрируйтесь.