История развития принципа наглядности в обучении.

Идея наглядного обучения начала распространяться в 17 веке, когда под влиянием демократических движений и Реформации резкой критике подвергалась школа средневековья с ее догматизмом и вербально-абстрактным стилем преподавания. Эту идею представляли известные просветители М.Монтегю (1533 - 1592) и Ф.Бэкон (1562 - 1626), но более конкретно ею занимались создатели дидактики как науки: В.Ратке (1571 - 1635), который использовал принцип наглядности в преподавании языков, и, прежде всего Я.Коменский, который развил его в “Великой дидактике” и применил в других произведениях.

Коменский впервые теоретически обосновал принцип наглядности. Он писал: «…ничего не существует в познании, что раньше не было бы в ощущении…поэтому и учение следовало бы начинать не со словесного толкования о вещах, а с предметного над ними наблюдения». (Я.А.Коменский Великая дидактика М.. 1906 стр. 180).

Как известно, процесс познания действительности традиционно отождествляется с ее наблюдением и восприятием с помощью одного или более чувств. Коменский обращал большое внимание на значение полисенсорности и сформулировал “ золотой принцип дидактики “: “ Пусть это будет золотым принципом для учащихся, чтобы всё, что могли, отдавали чувствам, т.е. предметы видимые - взгляду, слышимые - слуху, запахи обонянию, а если что-то можно охватить несколькими чувствами, следует допустить сразу несколько чувств “.

Коменский, а затем и Песталоцци противопоставляли наглядность схоластическому вербальному преподаванию. Ее использование должно было облегчить учащимся овладение любыми знаниями, как научными, так и практическими.

Г.Песталоцци писал, что наглядность выступает как «верховное начало» обучения. Он сформулировал следующее положения:

1. Правильно видеть и слышать есть первый шаг к житейской мудрости.

2. Только истина, вытекающая из наблюдений, препятствуют вторжению в душу человека предрассудков и заблуждений.

3. Чем большим количеством органов чувств мы познаем предмет, тем правильнее наши суждения о нем.

Коменский утверждал, что “людей надо учить разносторонне, не из книг черпать мудрость, а с неба, земли, с дубов и буков“, он заботился о том, чтобы учащиеся “наглядно познавали духовные и несуществующие предметы“. Наряду с конкретными восприятиями Коменский придавал большое значение также деятельности разума, отмечая, что при его бездействии наглядность вместо “ ожидаемой муки даст опилки и высевки ”.

Песталоцци переоценивал наглядность, считая ее абсолютной основой всякого познания.

К.Д.Ушинский подчеркивал, что наглядность отвечает психологическим особенностям детей, мыслящих “формами, красками, ощущениями“. По его мнению, обучение должно строиться на живом созерцании, на конкретных образах.

Такой ход учения от конкретного к абстрактному, отвлеченному, от представления к мышлению, а не наоборот Ушинский считал единственно правильным, естественным, основывающимся на ясных психологических законах.

Подтверждая и развивая мысли Коменского и Песталоцци о необходимости использования возможно большего количества органов чувств в восприятии конкретной действительности, Ушинский говорил о необходимости сочетания наглядного обучения с мыслительной деятельностью учащихся, имея в виду, что наша мыслительная способность всегда имеет дело с материалами, почерпнутыми из реального мира.

Образную речь учителя он соотносил к средствам наглядности, а наглядность считал одним из путей сближения учителя с классом, подтверждая это тем, что даже молчаливые дети под влиянием удачно выбранных средств наглядности говорят свободно и непринужденно.

Современная дидактика исходит из единства чувственного и логического, считает, что наглядность обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, содействует развитию абстрактного мышления, во многих случаях служит его опорой.

Познание начинается с чувственных ощущений, восприятий.

Наглядность применяется не только на первой ступени познания — живом созерцании, но и большое значение имеет при осмысливании материала, при обнаружении сущности изучаемых явлений, т.е. в процессе абстрактного мышления.

Наглядность используется при изучении нового материала, повторении пройденного, закреплении систематизации.

Наглядность имеет две стороны, находящиеся в единстве: образовательную и воспитательную.

Первая способствует усвоению знаний, развитию познавательных способностей, а вторая развитию внимания, мышления, воображения, чувств, эстетических вкусов, навыков наблюдения и др. Наглядное обучение является также орудием развития органов чувств, обеспечивающих связь нашего сознания с внешним миром.

Степень использования наглядности и характер различны на различных ступенях обучения.

Принцип наглядности может иметь не только положительное, но и отрицательное значение.

Чрезмерное увлечение наглядностью и неправильное ее использование затрудняет формирование понятий, так как отвлекает внимание учащихся от существенных признаков наблюдаемых предметов и усиливает второстепенные.

Учитель всегда должен помнить о том, что наглядность - не цель, а средство успешного обучения.

Различают следующие виды наглядности:

1) Натуральная (естественная) - реальные предметы или процессы.

2) Изобразительная наглядность - чертежи, рисунки, схемы, графики, картины, диаграммы, проекционные изображения (кино- и диафильмы) и др.

3) Объемная наглядность - геометрические фигуры и тела, муляжи.

4) Условная и символическая наглядность - карты, глобус.

5) Различные модели и специальные приборы.

Некоторые авторы выделяют в особую группу звуко-наглядные средства, к которым относят звукозаписывающие и воспроизводящие звук приборы (магнитофоны и др.), а также словесную наглядность, применение в обучении художественного слова.

Средства наглядности используются на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении знаний, формировании умений и навыков, при выполнении домашних заданий, при проверке усвоения учебного материала.

Принцип наглядности обучения способствует приобретению осознанных знаний, вызывает познавательную активность учащихся, помогает достижению прочности знаний.

Для получения возможности скачивания файлов и добавления комментариев - войдите на сайт или зарегистрируйтесь.