Аудиовизуальная информация. Её источники, виды, преобразователи и носители.

Аудиовизуальная информация - это любые сигналы, воспринимаемые зрительными и слуховыми рецепторами человека и идентифицируемые как сообщения о событиях, фактах, явлениях, процессах, сведения о лицах, а также комментарии о них, передаваемые при помощи изображений и звуков.

Аудиовизуальная информация (от лат. слов audio – «слышу» и visualis – «зрительный») – это информация, которую мы получаем с помощью слухового и зрительного анализаторов. Именно эти органы чувств (слух и зрение) являются для людей основными источниками получения информации. Восприятия информации человеком зависит от степени развитости соответствующих органов чувств и является индивидуальной характеристикой каждого человека. В среднем мы получаем 70% информации через зрение и около 20% через слух (остальные 10% приходятся на другие органы чувств).

Необходимость применения аудиовизуальных технологий обучения обусловлена значительным усложнением объектов изучения, и невозможностью продемонстрировать и объяснить сложные технические устройства, микропроцессорную технику, технологические процессы и объекты микро- и макромира только с использованием традиционных вербальных средств.

Необходимо также отметить, что развитие компьютерных и аудиовизуальных технологий, позволяет нам быть не только потребителями информации, но и активными участниками процесса производства новых знаний. Преимущества новых цифровых технологий состоит в возможности использования единой аппаратной части цифровой системы для обработки всевозможной аудиовизуальной информации (звукозаписи, фотографии, видеозаписи и др.), необходимо так же отметить универсальность современных цифровых носителей информации.

Аудиовизуальная информация может не только потребляться единовременно, но и накапливаться, храниться и передаваться с помощью различных аналоговых и цифровых технологий.

Запись и воспроизведение информации, процессы, посредством которых информация вносится и сохраняется в некотором физическом теле с целью ее последующего получения (воспроизведения). На рисунке 2 приведена обобщенная схема записи-воспроизведения аудиовизуальной информации.

 

Рис. 2. Обобщенная структурная схема каналов записи и воспроизведения аудиовизуальной информации:

1 – источник аудиовизуальной информации;

2 – устройство ввода аудиовизуальной информации, преобразует аудиовизуальную информацию в эквивалентные ей электрические сигналы (например: микрофон, преобразует упругие колебания среды в колебания электрического тока);

3 – усилитель записи, повышает мощность электрического сигнала до необходимого уровня;

4 – записывающий элемент – осуществляет преобразование электрических сигналов в эквивалентные им изменения физического параметра, соответствующего используемой технологии записи (например: магнитное поле, при магнитном способе записи), и последующую запись их на физический носитель;

5 – носитель информации;

6 – воспроизводящий элемент – осуществляет считывание записанных на носителе сигналов и преобразование их в электрические сигналы (например: преобразование переменного магнитного поля в колебания электрического тока при магнитном способе записи-воспроизведения);

7 – усилитель воспроизведения, повышает мощность электрического сигнала до необходимого уровня;

8 – устройство вывода аудиовизуальной информации, преобразует электрические сигналы в аудиовизуальную информацию, воспринимаемую непосредственно человеком (например, громкоговоритель, преобразует колебания электрического тока в механические колебания диффузора и вызываемые им упругие колебания среды – звук);

9 – аудиовизуальная информация, непосредственно воспринимаемая человеком

Природа аудиовизуальной информации связана с особенностями че­ловеческой психики в непосредственном и косвенном познании окружаю­щей действительности. В учебном процессе аудиовизуальная информация призвана обеспечить эффективность формирования представления об ок­ружающей действительности и организации разнообразных видов учебно-познавательной деятельности учащихся.

Процесс обучения на основе применения аудиовизуальных техноло­гий реализует первый этап принципиальной схемы познания - «от чувст­венного (живого) созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике», - которая определяет структуру процесса усвоения знания. Прием информации осуществляется посредством органов чувств человека, снача­ла включаются в работу его ощущения и восприятие, и только затем опо­знание, запоминание, установление ассоциаций, осмысление, представле­ние.

Носители аудиовизуальной информации делятся на обратимые – многократного использования в режиме запись-воспроизведение (например, магнитная запись) и необратимые, не допускающие повторного использования для записи (например, фотопленка).

Для получения возможности скачивания файлов и добавления комментариев - войдите на сайт или зарегистрируйтесь.