Психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной информации человеком.

Человеческий мозг обладает определенными особенностями восприятия ок­ружающей нас действительности, которые необходимо помнить при разработке и использовании аудиовизуальных средств обучения.

Мозг отличается тем, что имеет склонность выделять главное. Эта склонность подчиняется определенным закономерностям.

В процессе эволюции человеческий мозг выработал определенные реакции (на уровне подсознания) на различные виды раздражителей. То есть непра­вильно расставив акценты на наглядном материале или в учебном фильме можно вызвать совершенно противоположную реакцию у обучающегося.

Большие объекты (и псевдоувеличенные) острее воспринимаются, но чем сильнее реакция на объект - тем сильнее отторжение в случае несоответствия изображения поставленной цели.

Цвет в определенных пропорциях способен создавать настроение и привле­кать внимание, но при нарушении этих соотношений в сторону увеличения мо­жет восприниматься нами как опасность и вызывать реакцию недоверия.

Среди однородных объектов внимание концентрируется на тот объект, ко­торый отличается какими-то качествами. Так, например как один черный объект выделяется среди группы белых, большой - среди маленьких и т.д.

Глаз человека обладает определенным углом зрения, что обеспечивает поле благоприятного восприятия. Максимальный угол восприятия глаза 57°, опти­мальный – 35-40°. Эти данные позволяют определить наиболее благоприятные размеры демонстрируемого изображения. Например, если экран монитора компьютера находится на расстоянии в 35-40 см от глаз человека, то оптимальный размер изображения составляет 15- 18 см по высоте и 10-14 см по ширине (учтены особенности бинокулярного зре­ния).

Важен не только благоприятный размер, но и размещение основных элемен­тов в соответствии с законами композиции. Наш взгляд концентрирует внимание на достаточно небольшой области изображения, а остальную часть, ближе к кра­ям, как бы размывает. Мозг просто отсеивает эту информацию.

Психологические особенности восприятие цвета

Восприятие цвета формируется в результате того, что глаз, получив раз­дражение от электромагнитных колебаний, передает его в высшие отделы го­ловного мозга человека. Цветовые ощущения имеют двойственную природу: они отражают свойства, с одной стороны, внешнего мира, а с другой - нашей нервной системы.

Один и тот же наглядный материал в помещении с освещением от лампы накаливания имеет желтоватый тон, при использовании люминесцентных ламп - зеленоватый, а на улице, при естественном освещении - холодный синеватый. Избы­ток или неверный тон определенной краски изменяет цветовую гамму изображе­ние в ту или иную сторону.

Основными цветами при построении любой гаммы или палитры являются красный, зеленый и синий. Смешением этих трех цветов можно получить любой другой цвет или оттенок. Этот процесс называют аддитивным смешением.

Желтый, пурпурный и голубой называют дополнительными цветами, (по отношению к синему, зеленому и красному соответственно). При смешивании основного цвета с дополнительным ему цветом получается белый цвет.

Символика цвета

Символика цвета опирается на объективные особенности психики, на все­возможные ассоциации, например:

-зеленое - весна, пробуждение, надежда;

-  синие - небо, чистота;

-красное - огонь, кровь;

-желтое - солнце, жизнь;

-черное - темнота, страх, неясность, смерть.

Психофизиологические воздействие цвета на человека

Различают три вида воздействия цвета на человека: физическое, оптиче­ское и эмоциональное.

Физиологическое воздействие - воздействие цвета на физиологию челове­ка. Красный цвет возбуждает нерв­ную систему, вызывает учащение дыхания и пульса и активизирует работу мус­кулатуры. Синий цвет оказывает тормозящее действие на нервную систему.

Оранжевый и красный цвета, возбуждают наряду со зрительным и слухо­вой центр мозга, что вызывает кажущееся увеличение громкости звука. Зеле­ный и синий, успокаивающие цвета, ослабляют возбуждение слухового центра, т.е. как бы ослабляют громкость звука.

Все цвета делятся на «теплые» и «холодные», «тяжелые» и «легкие». Са­мый «легкий» - желтый цвет. От него по обе стороны спектра цвета «утяжеляются».

Оптическое воздействие цвета

К этому воздействию относятся иллюзии или оптические явления, вызы­ваемые цветом и изменяющие внешний вид предметов.

Светлые цвета, например белый или желтый создают эффектиррадации,они как бы распространяются на расположенные рядом с ними более темные цвета и визуально уменьшают окрашенные в эти цвета поверхности.

Желтый цвет зрительно как бы приподнимает поверхность. Красный цвет приближается к нам, голубой, наоборот удаляется. Плоскости, окрашенные в темно-синий, фиолето­вый и черный цвета, зрительно уменьшаются и устремляются к низу. Зеленый цвет - наиболее спокойный из всех цветов.

Также необходимо отметить центробежное движение желтого цвета и цен­тростремительное синего. Если сделать два круга равного размера и заполнить один желтым, а другой синим цветом, то становится заметным, что желтое лучеиспускает, приобретает движение из центра и почти осязаемо, приближается к наблюдателю. Синее же развивает центростремительное движение и удаляется от наблюдателя.

При психологическом воздействии цвета речь идет о чувствах пережива­ниях, которые мы можем испытывать под влиянием того или иного цвета.

Абсолютно зеленое есть самый спокойный цвет. При введении в зеленый цвет желтого цвета он оживляется, стано­вится более активным. При добавлении синего, наоборот, начинает звучать иначе, он делается более серьезным, вдумчивым.

Часто белый цвет определяется как «некраска». Действует на психику как молчание. Но это молчание полное возможностей.

Черный цвет, наоборот, воздействует как нечто без возможностей, молчание без будущего. Серый цвет - это безутешная непод­вижность.

Красный цвет - воздействует внутренне как жизненный, живой, беспокойный цвет не имеющий, однако, лег­комыслия желтого.

Фиолетовый цвет - звучит несколько болезненно, как нечто погашенное и печальное.

На основании социологиче­ских исследований был получен следующий ряд цветов по мере уменьшения предпочтительности:

голубой - фиолетовый - белый - розовый - пурпурный - красный - зеленый - желтый - оранжевый - коричневый - черный.

Наконец, существует такое понятие как слышание цвета, т.е. каждому цве­ту сопоставляется музыкальная нота.

Психологическое воздействие на человека оказывают не только отдельные цвета, но и цветовые сочетания. И очень большое значение имеет распо­ложение цветов в пространстве. Например, красный цвет возбуждает, а зеленый успокаивает, но расположенные вместе они уравновешиваются и достигается покой.

Психофизиологическое воздействие цвета зависит от большей или меньшей насыщенности цвета, размера цветового пятна, рас­стояния и направления, откуда воздействует цвет. Цвет, расположенный по вер­тикали воспринимается легким, диагональ - динамика, горизонталь - устойчи­вость. Напряжение цвета внизу - композиция естественная и устойчивая. Вверху - неестественность положения, высокое давление. С какого либо краю - неустойчивость композиции.

Цвет, представленный кругом, увеличивает плоскость и создает движение вперед, впечатление усиливается если это желтый, красный или оранжевый круг. Квадрат, окрашенный в холодные тона, наоборот создает впечатление вогнутости и сжатия.

Различимость цвета на фоне
черный на желтом
желтый на черном
белый на синем
черный на оранжевом
оранжевый на черном
черный на белом
белый на красном
красный на желтом
зеленый на белом
оранжевый на белом
красный на зеленом

Что касается воздействием цвета на расстоянии, то характерно что наи­большую различимость имеет сочетание черного цвета на желтом фоне. По ме­ре ухудшения контрастности располагаются следующие сочетания:

Психофизиологические особенности восприятия динамического изображения

При восприятии киноизображений важную роль играет инерционное свой­ство зрительного анализатора человека (память зрения), т.е. свойство глаза со­хранять зрительное впечатление от объекта в течение некоторого времени (около 0,1 с) после удаления его с экрана.

Психологически впечатление движения создается у зрителя благодаря смене на экране неподвижных изображений, каждое из которых отвечает отдельным фазам развития снятого на пленке явления и события. В нашем сознании, при та­кой связной системе смены кадров, происходит целостное восприятие изобра­жаемого явления.

Сформулируем ряд принципов, позволяющих создать иллюзию движения на экране.

  1. Способность человеческого зрения удерживать в своей памяти зрительное впечатление от изображений после их удаления с экрана.
  2. Воспроизведение на экране серии статических изображений снятого объ­екта, где каждое изображение соответствует последовательной фазе движения этого объекта.
  3. Прерывистое движение пленки, при котором время смены кадра намного меньше его демонстрации на экране.
  4. Ничтожно малое отличие соседних кадров.
  5. Отсутствие изображения на экране во время смены кадров.

Таким образом, кинопроекцией называется показ на экране последовательно сменяющихся с определенной частотой кадров кинофильма. Частота проекции для звуковых фильмов составляет 24 кадра/с, немых 16 кадр/с.

Когда в классе выключают свет и ярко вспыхивает экран, у учащихся возни­кает сильная ориентировочная реакция и резко возрастает активность высшей нервной деятельности. Обостряются восприятие, внимание, память. Поэтому даже самые пассивные учащиеся способны быстрее воспринять новое и связать его с уже известным.

Колебания и устойчивость внимания в процессе просмотра фильма зависят от: характера и скорости поступления информации, обстанов­ки демонстрирования фильма и состояния учащихся (утомления, возбуждения), особенностей подготовительной работы, заданий учителя и т.д. Все это опреде­ляет возникновение непроизвольного, т.е. не зависящего от волевых усилий, внимания, необходимого для повышения эффективности всего учебно- воспитательного процесса.

Если учителю, использующему кино или видеофильм, удалось мобилизо­вать внимание, то его естественный спад (фаза торможения) у младших школь­ников наступает, в зависимости от сложности материала, через 5-10 мин после начала демонстрирования.

Для правильной оценки эффективности применения динамического изобра­жения важно знать психологические особенности их восприятия. Учитель дол­жен учитывать, с одной стороны, нагрузку фильма как источника информации, а с другой - возможность учащегося усваивать передаваемую информацию.

Психологические особенности восприятия фильма порождают педагогическую проблему: фильм предлагает учащимся информацию в виде эк­ранного образа объекта, а учитель требует от них уже расшифрованной инфор­мации о реальном объекте. Между тем экранный образ сильно отличается от реального. Следовательно, учащиеся должны проделать дополнительную мыслительную работу по воссозданию недостающих звеньев между экранным образом и реаль­ным его воплощением.

Особенно трудно в кино определять размеры, масштаб изображения и ото­ждествлять с действительными. Процесс восприятия экранного зрелища с одновременной его расшифровкой воспитывается постепенно.

От степени проникновения учителя в сущность психологических процессов восприятия фильма зависит учебная и воспитательная целесообразность приме­нения фильма, и других динамических изображений, что не может не сказаться на умении организовать работу над учебным материалом, с использованием ау­диовизуальных технологий обучения.

Для получения возможности скачивания файлов и добавления комментариев - войдите на сайт или зарегистрируйтесь.