Преобразование учебной информации как условие и средство овладения знаниями. Представление данных в табличной форме и в форме графа.

Под знаком в современной семиотике (наука о сущности и общих законах функционирования знаковых систем) понимается материальный, чувственно воспринимаемый предмет (явление, действие), выступающий в процессе познания и общения в качестве представителя (заместителя) другого предмета (явлений, действий) и используемый для получения, хранения, преобразования и передачи информации о нем.

Человеческое мышление всегда обличено в знаковую форму.

Совокупность знаков, представляющую или замещающую какой-либо объект познания и позволяющую получить о нем дополнительные данные, принято называть знаковой моделью. Процесс анализа исходных данных и построения модели называют моделированием.

Результатами исследования в части определения роли используемых форм подачи и преобразования учебной информации могут быть сведены к следующим выводам:

1. Каждый элемент учебного материала может быть выражен в более или менее адекватной знаковой форме.

2. Знаковое фиксирование процесса решения любой задачи в принципе всегда материально воспроизводит (моделирует) умственные действия.

3. Преобразование учебной информации путем смены модели представляет собой в высшей степени эффективный прием, активизирующий и направляющий мышление учащегося.

Представление данных в табличной форме

Таблицы - удобная для анализа и обработки форма представления информации. Таблицы, в которых отражается одно свойство, характеризующее два или более объектов, называются таблицами типа "объект - объект".

Таблицы, в которых отражаются несколько свойств объекта, а все объекты принадлежат одному множеству, называются таблицами вида "объект - свойство".

Комбинирование в одной таблице нескольких таблиц вида "объект - объект" и "объект - свойство" позволяет построить таблицы более сложного вида, например таблицы "объекты - свойства - объекты".

Таблица характеризуется

  • названием (а если таблиц несколько, то ещё и номером)
  • количеством столбцов и их названиями (заголовками столбцов)
  • количеством строк и их названиями (заголовками строк)
  • содержимым ячеек, находящихся на пересечении столбцов и строк.

В случае многоуровневых заголовков строк и столбцов уровни заголовков стобцов называются ярусами, уровни заголовков строк - ступенями.

Основные элементы таблицы:

записи - строки таблицы, которые могут содержать данные разного типа, но относящиеся чаще всего к одному объекту

поля - столбцы таблицы, содержащие, как правило,данные одного типа

реквизиты - конкретные значения, находящиеся в ячейках таблицы

Этапы приведения к табличному виду:

  1. анализ информации и выделение объектов, о которых идёт речь
  2. выделение свойств объектов и (или) отношений между ними.
  3. определение того, можно ли объекты объединить в некоторые подмножества, и в зависимости от этого определение количества уровней и ступеней в заголовках
  4. определение общего количества столбцов и порядка их расположения
  5. определение наименований столбцов и типа данных, которые там будут распологаться
  6. выбор порядка размещения строк и определение названия каждой строки таблицы
  7. занесение в ячейки таблицы реквизитов - данных (построчно или по столбцам)

Граф учебной информации – это наглядное отражение структуры учебной информации. В вершине графа помещается понятие в виде окружности, ребра графа показывают связь данного понятия с определенным содержательным признаком. Классификация содержательных признаков размещается на рангах графа.

Структурно-логическая схема представляет собой граф, ребра которого изображены в виде стрелок, их направление указывает логику объяснения преподавателем содержания учебной информации. Описанные выше формы представления отобранного материала отражают дидактические характеристики изучаемого учебного материала. Они дают возможность спроектировать процесс обучения в целом (поставить цели изучения предмета, спланировать систему уроков, выбрать общие методы обучения, тесты и т.д.)

Наиболее наглядно граф задаётся рисунком. Однако не все детали рисунка одинаково важны. В частности, несущественны геометрические свойства рёбер (длина, кривизна и так далее), форма вершин (точка, кружок, квадрат, овал и пр.) и взаимное расположение вершин на плоскости. Так, на рис.4 представлены два изображения одного и того же графа. Все вершины и ребра часто задаётся в виде сопровождающей надписи на вершине или линии, но, введя условные обозначения, их можно задать формой или цветом вершины, толщиной, типом или цветом линии и т. п.

Информационную модель в форме графа можно использовать для наглядного представления взаимосвязей, существующих между элементами объекта моделирования. Таким образом, граф - наиболее удобная форма для моделирования структуры объекта, хотя в такой форме можно моделировать и внешний вид, и поведение объекта.

Для получения возможности скачивания файлов и добавления комментариев - войдите на сайт или зарегистрируйтесь.