Пути и средства гармонизации визуальной информации.
Под гармонизацией понимается оптимизация содержания отображаемых форм, свойств и отношений элементов визуальной информации кадров и всего экранного пособия в целом.
Основные принципы рациональной компоновки кадров.
Лаконичность – минимум количества элементов, необходимых для выражения существенной информации, полного и точного понимания ее значения.
Рациональное обобщение – отбор наиболее типичных ситуаций, в которых особенно ярко и выпукло проявляются изучаемые явления, события; рациональное сочетание натуральной и изобразительной наглядности, обеспечивающей пластический переход от конкретного к абстрактному; наличие обобщающих приемов выражения (сравнительных, справочных, технологических и других видов таблиц); унификация символов, единые графические решения.
Акцент – концентрация внимания обучающихся на основных смысловых элементах кадра и пособия в целом (форма, композиция, цвет).
Блочность и динамичность – формирование частей кадра и пособия в целом, имеющего объемную и достаточной сложности информацию в виде блочной структуры. Каждый блок имеет относительно самостоятельную информацию, структура блоков выражает отношения и связи отдельных блоков знаний. Основной блок, имеющий узловое значение (доминантный блок), должен иметь запоминающуюся форму и занимать центральное место в кадре, в пособии.
Динамизм – отражение графическими средствами отдельных этапов, устремлений, тенденций, развития событий, процессов, явлений; отражение логики развития темы.
Новизна (неожиданность) – визуальная информация должна возбуждать и настраивать психику на восприятие. Поэтому в экранных пособиях нецелесообразно повторять книжную графику, а содержание не должно уводить учащихся от изучаемого материала.
Рациональная масштабность (размеры элементов изображения, рисунков, схем, чертежей, графиков, букв, толщина линий и т.д.) обеспечивает четкость, выразительность, читабельность. Создает условия для нормального угла видения.
Последовательность предпочтительных цветов.
Последовательность для младших школьников: красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый и другие, которые можно получить путем смешивания, например, зелено-синего с желтым, оранжево-красного с желтым.
У старших школьников цветовые предпочтения смещаются в сторону холодных и сложных цветов.
Предпочтительные сочетания цветов шрифта и фона.
Предпочтения в сочетании цветов шрифта и фона можно представить в виде градации – от лучшего сочетания к худшему.
Градация | Шрифт | Фон | Градация | Шрифт | Фон |
1 | зеленый | желтый | 7 | желтый | черный |
2 | зеленый | белый | 8 | белый | красный |
3 | красный | белый | 9 | белый | зеленый |
4 | синий | белый | 10 | белый | черный |
5 | белый | синий | 11 | зеленый | красный |
6 | черный | белый | 12 | красный | зеленый |
Наилучшее сочетание – 1, наихудшее – 12.