Компьютерные телекоммуникации и сети. Преимущества телекоммуникаций в обучении и воспитании.

Телекоммуникации - это средства дистанционной передачи информации.
К таким средствам относятся радио, телевидение, телефон, телеграф и другие, в том числе, компьютерные средства.

Телекоммуникации (греч. tele - вдаль, далеко и лат. communicatio - общение) - это передача и прием любой информации (звука, изображения, данных, текста) на расстояние по различным электромагнитным системам (кабельным и оптоволоконным каналам, радиоканалам и другим проводным и беспроводным каналам связи).

Телекоммуникационная сеть - это система технических средств, посредством которой осуществляются телекоммуникации.

К телекоммуникационным сетям относятся:

1. Компьютерные сети (для передачи данных)

2. Телефонные сети (передача голосовой информации)

3. Радиосети (передача голосовой информации  - широковещательные услуги)

4. Телевизионные сети (передача голоса и изображения - широковещательные услуги).

Компьютерные телекоммуникации - это средства дистанционной передачи информации с одного компьютера на другие.

Существуют локальные и глобальные компьютерные сети.

Локальные компьютерные сети обычно объединяют несколько десятков компьютеров, размещённых в одном помещении или здании (например, в нашем классе). В локальных сетях компьютеры соединяются между собой с помощью проводов (кабелей).

Глобальные компьютерные сети могут объединять тысячи и миллионы компьютеров. Существуют, также, понятия региональные сети (объединяют компьютеры в пределах региона) и корпоративные сети (объединяют организации, заинтересованные в защите информации от несанкционированного доступа). Все эти сети можно отнести к глобальным, так как в них компьютеры соединяются друг с другом не проводами, а с помощью телефонных линий. Для подключения компьютеров к телефонной линии используется специальное устройство - модем.

Телепроекты, телеконференции, дистанционное обучение - виды компьютерных телекоммуникаций, получающие распространение в последние годы.

Телекоммуникационными системами объединяются самые разные оконечные устройства: ЭВМ и телефаксы, телексы и видеомониторы, роботы и телекамеры и т. п.

Компьютерные телекоммуникации - телекоммуникации, оконечными устройствами которых являются компьютеры.

Передача информации с компьютера на компьютер называется синхронной связью, а через промежуточную ЭВМ, позволяющую накапливать сообщения и передавать их на персональные компьютеры по мере запроса пользователем, - асинхронной.

Компьютерные телекоммуникации начинают внедряться в образование. В высшей школе их используют для координации научных исследований, оперативного обмена информацией между участниками проектов, обучения на расстоянии, проведения консультаций. В системе школьного образования - для повышения эффективности самостоятельной деятельности учащихся, связанной с разнообразными видами творческих работ, включая и учебную деятельность, на основе широкого использования исследовательских методов, свободного доступа к базам данных, обмена информацией с партнерами как внутри страны, так и за рубежом.

Телекоммуникационная технология может предоставить неограниченные возможности, чтобы решить проблемы дистанционного обучения для отдаленных регионов России, малокомплектных сельских школ, для детей-инвалидов.

Самой известной и наиболее емкой телекоммуникационной сетью является Интернет.

Интернет - это международная сеть сетей, в которой работают пользователи из университетов и исследовательских организаций, государственных учреждений и частных фирм и т.п.

Сеть позволяет пересылать пакеты данных с одного подключенного к Интернету компьютера на любой другой, независимо от того, соединены они между собой или нет. На этой основе были разработаны различные службы, использующие возможности Интернета.

Электронная почта (e-mail) пересылка печатных материалов, графиков, деловых документов, фотографий, таблиц, газет и журналов с помощью электронных методов передачи и обработки информации для обмена корреспонденцией.

Общаться между собой по электронной почте могут пользователи, находящиеся и в пределах одного учреждения, и в различных уголках планеты.

Электронная почта используется для таких целей:

1) пересылка сообщений другому пользователю;

2) передача одного и того же сообщения нескольким пользователям;

3) рассылка сообщений в несколько организаций по определенному списку;

4) передача текстового файла;

5) посылка бинарного файла, содержащего компьютерную программу, графическое изображение и т.д.;

6) распространение «электронного журнала»;

7) передача по сети «горячих новостей» и объявлений.

Электронная почта также используется как средство доступа к программам удаленных компьютеров и сетевым службам, например, для получения файлов определенных документов или ответов на запросы из сетевых баз данных. Такая ЭВМ может выполнять узкий круг функций, тогда она называется ЭДО (электронная доска объявлений, BBS).

Если пользователь хочет дать какую-то информацию не только своему партнеру, но и другим пользователям данной электронной сети, он может воспользоваться другими способами работы в сети - «доской объявлений» или конференцией.

Не следует путать конференцию как вид услуг телекоммуникационной сети с телеконференцией.

Телеконференции - это обмен мнениями с помощью электронных писем по поводу тех или иных тем, проводимый с привлечением одного или нескольких средств телекоммуникации (телефона, телевидения, видеотелефона, компьютерной телекоммуникации и т.п.).

Каждый пользователь может подписаться на интересующие его телеконференции (всего их несколько десятков тысяч). При этом он будет получать все письма, посылаемые в соответствующие телеконференции, и имеет возможность высказать свое мнение или ответить на чей-то вопрос.

Существует два вида электронных конференций, проводимых в Интернете:

- «реальные» конференции, когда пользователи общаются друг с другом непосредственно;

- отсроченные во времени дискуссии, которые чаще всего и называются электронными конференциями, или телеконференциями.

Электронные конференции - это разновидность электронной доски объявлений, на которой все заинтересовавшиеся определенной темой обсуждения могут читать сообщения, отправленные другим пользователям или отвечать на них. Каждая конференция обычно имеет несколько «сюжетных линий», объединенных одной темой.

Конференции бывают «открытыми» - доступными для любого пользователя сети - или «закрытыми», доступ к которым осуществляется только под строгим контролем ведущего конференции (модератора) и лишь для избранного количества участников, приглашенных им.

Электронные конференции используются для того, чтобы:

а) задавать вопросы;

б) отвечать на вопросы других;

в) участвовать в дискуссии;

г) читать сообщения, пришедшие на конференцию;

д) рассылать информационные сообщения;

е) для учебных целей;

ж) для целей «паблик рилейшнз» (общественных связей).

Служба Интернета - серверы новостей - рассылает новости по тем или иным темам в виде электронных писем.

Файловые серверы (или FTP-серверы) Интернета - хранилища файлов. На них хранятся программы, тексты документов, книг и т.д.

Службы поиска Интернета позволяют найти нужный документ на включенных в сеть FTP-серверах.

Одной из наиболее часто используемых служб поиска в сети Интернет является WWW (WorldWideWeb) - сервер информационного поиска, позволяющий работать пользователю с информационными источниками в режиме гипертекста (гиперсреда - представление информации на узлах, соединяемых с помощью ссылок, а гипертекст - тип интерактивной среды с возможностями выполнения переходов по ссылкам).

В процессе воспитания и обучения телекоммуникации могут измениться сами концепции образования. Ученик, владея информацией и способами ее сбора, хранения и передачи, в процессе обучения превращается в активного субъекта педагогического процесса, исследователя, умеющего самостоятельно и творчески ставить и решать широкий круг задач.

Есть и негативные стороны этого процесса, связанные с тем, что в мировой сети много информации, получение которой детьми и подростками не всегда желательно, а нередко и преждевременно. Это ставит очень острую проблему кодирования такой информации, чтобы она стала недоступной для широкого использования.

Телекоммуникации позволяют осуществить принципиально новый подход к обучению и воспитанию учащихся, который:

а) базируется на широком общении, на свободном обмене мнениями, информацией участников совместного проекта;

б) имеет в своей основе реальные исследовательские методы, позволяющие в процессе совместной деятельности группы участников познавать законы природы, основы техники, технологии, социальные явления в их динамике, особенности видов творчества;

в) основан на широких контактах с культурой других народов, опытом других людей;

г) естественным образом стимулирует развитие гуманитарного образования, акцентирует внимание на нравственных аспектах жизни и деятельности человека;

д) стимулирует развитие родной речи и овладение иностранными языками;

е) способствует приобретению разнообразных сопутствующих навыков, в том числе и навыков пользования компьютерной техникой и технологией.

Учитель, используя технические возможности информационных телекоммуникаций, может оперативно с учетом своих текущих задач подбирать информацию на урок из практически неограниченных ее источников, что создает принципиально новую информационную ситуацию. Аналогичные возможности предоставляются и ученику при работе в классе и в процессе самостоятельной подготовки и самообразования.

Компьютерные телекоммуникации позволяют формировать у учащихся и необходимый уровень знаний, и умения анализировать, сравнивать, обобщать, обрабатывать имеющуюся информацию, находить нужную информацию, связывать ее с изучаемыми вопросами, т. е. формировать информационную культуру школьника.

В сфере образования телекоммуникации получили развитие в методе проектов и дистанционном обучении.

Основной формой организации учебной или внеучебной деятельности учащихся в сети может стать телекоммуникационный проект. Учебный телекоммуникационный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности (Полат Е.С.).

Специфика телекоммуникационных проектов заключается в их межпредметном характере. Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения интегрированного знания. Но в телекоммуникационном проекте, особенно международном, требуется, как правило, более глубокая интеграция знания, предполагающая не только знание собственно предмета исследуемой проблемы, но и понимание особенностей национальной культуры партнера, его мироощущения.

Телекоммуникационные проекты должны предусматривать:

1) процесс систематических, длительных наблюдений за тем или иным явлением;

2) сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события;

3) сравнительное изучение эффективности использования одного и того же или разных (альтернативных) способов решения одной проблемы;

4) совместную творческую разработку с реальным результатом;

5) проведение увлекательных приключенческих совместных компьютерных игр.

Формы работы над проектом могут быть различными: индивидуальные; парные проекты; групповые проекты. Проекты могут проводиться в рамках электронной почты или в телеконференциях.

Существуют различные классификации телекоммуникационных проектов.

По преобладающему методу: исследовательские, творческие, приключенческие, игровые, информационные, практико-ориентированные.

По содержанию: литературно-творческие, естественно-научные, экологические, языковые, спортивные, географические, исторические. Есть и другие классификации.

Для получения возможности скачивания файлов и добавления комментариев - войдите на сайт или зарегистрируйтесь.