ЦОР, их классификация. Основные требования, предъявляемые к ЦОР.
Виды ЦОР по образовательно-методическим функциям:
Источник картинки: http://school-collection.lyceum62.ru/ecor/storage/f4c3ef2d-033c-48be-89bb-9f6ac8de05f6/konspekty_lectziy.htm/konspekty_lectziy.files/image005.gif" height="502" width="706">
Источник картинки: http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/9/8256/8256_html_1980e03e.gif" height="549" width="789">
Классификация цифровых образовательных ресурсов по типу информации
Традиционные дидактические требования к ЦОР:
1. Требование научности - необходимость обеспечения достаточной глубины, корректности и научной достоверности учебного материала, с учетом последних научных достижений.
2. Требование доступностиобучения, означает необходимость определения степени теоретической сложности и глубины изучения учебного материала сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся.
3. Требование обеспечения проблемности обучения обусловлено самой сущностью и характером учебно-познавательной деятельности.
4. Требование обеспечения наглядности обучения означает необходимость учета чувственного восприятия изучаемых объектов, их макетов или моделей и их личное наблюдение обучающимися.
5. Требование обеспечения сознательности обучения, самостоятельности и активизации деятельностипредполагает обеспечение средствами ЦОР самостоятельных действий обучающихся по извлечению учебной информации при четком понимании конечных целей и задач учебной деятельности.
6. Требование систематичности и последовательностиобучения при использовании ЦОР означает обеспечение последовательного усвоения обучающимися определенной системы знаний в изучаемой предметной области. При этом системообразующее значение имеет не только “логика предмета”, но (и в первую очередь) “логика деятельности”.
7. Требование прочности усвоения знаний при использовании ЦОР: глубокое осмысление этого материала, его рассредоточенное запоминание.
8. Требование единства образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения в ЦОР.
Специфические дидактические требования.
1. Требование адаптивности подразумевает приспособляемость ЦОР к индивидуальным возможностям обучающегося.
2. Требование интерактивности обучения означает, что в процессе обучения должно иметь место взаимодействие обучающегося с ЦОР.
3. Требование реализации возможностей компьютерной визуализации учебной информации,предъявляемые ЦОР.
4. Требование развития интеллектуального потенциала обучающегося при работе с ЦОР предполагает формирование разнообразных стилей мышления (алгоритмического, наглядно-образного), умения принимать рациональные или вариативные решения в сложных ситуациях, умений по обработке информации (на основе использования систем обработки данных, информационно-поисковых систем и пр.).
5. Требование системности и структурно-функциональной связанности.
6. Требование обеспечения полноты (целостности) и непрерывности дидактического цикла обучения - ЦОР должны предоставлять возможность выполнения всех звеньев дидактического цикла в пределах одного сеанса работы с информационной и коммуникационной техникой.
Методические требования.
1. Предъявление учебного материалав ЦОР должно строиться с опорой на взаимосвязь и взаимодействие понятийных, образных и действенных компонентов мышления.
2. ЦОР должен обеспечить отражение системы научных понятий учебной дисциплины в виде иерархической структуры.
3. ЦОР должен предоставлять обучаемому возможность разнообразных контролируемых тренировочных действий.
Требования здоровьесберегающего и эргономического характера соответствуют гигиеническим требованиям и санитарным нормам работы с компьютерной техникой.
ЭУМК должны быть разработаны таким образом, чтобы время функционирования ресурсов ЭУМК не превышало санитарные нормы работы с компьютерной техникой.
Соответствие ЦОР возрастным особенностям учащихся и санитарным нормам работы с компьютерной техникой являются одним из основных условий эффективности образовательного процесса. Несоответствие этим требованиям приведет или к не восприятию части информации учащимися (в случае с требованиями возрастных особенностей), или к ухудшению здоровья (санитарно-гигиенические требования).
[1] Классификация ЦОР: http://pedlab.stavsu.ru/metodmat.aspx