Создание учебных пособий для демонстрации на кодоскопе. Методика их использования.
Кодопособия – изображения на прозрачной термоустойчивой пленке, которые выполнены полиграфическим и фотографическим способом. На прозрачную пленку наносить изображение можно непосредственно на занятии в режиме реального времени. С одной стороны такой подход очень удобен, так как учащиеся наблюдают за процессом раскрытия существующих закономерностей и могут принимать активное участие в составлении изображения, с другой – на это уходит очень много времени, и если средства для создания изображения подобраны неудачно, то будет страдать качество изображения.
Транспаранты (кодопособия) - изображения на фолиях - прозрачной термоустойчивой пленке, выполняемые полиграфическим и фотографическим способами или напечатанные на принтере, ксероксе. Размеры кадров транспарантов широко варьируются. Максимальные размеры кадров ограничиваются площадью стола графопроектора - 142 х 103 мм, 250 х 250 мм.
Применяют транспаранты, состоящие из одного кадра или серии 2-6 накладывающихся один на другой кадров (многослойные) или смонтированные на непрерывной прозрачной ленте шириной 260 мм и длиной до 30 м. Серии бывают трех видов: одни предназначены для демонстрации способом наложения, другие - способом снятия, третьи - способом кашетирования (каширования), смещения. Серия накладывающихся транспарантов позволяет создать на экране как целостный образ из составляющих его частей или воспроизвести процесс и представить изучаемое явление в развитии, так и выделить эти составляющие части путем последовательного снятия транспарантов. Кашетирование - способ, при котором на транспаранте, содержащем сложный рисунок или схему, закрывают большинство деталей любым непрозрачным материалом (шторками), а затем, постепенно снимая прикрытия, усложняют рисунок, выводя на экран новые элементы.
Использование прозрачной ленты освобождает преподавателя от работы с доской. Находясь лицом к аудитории, он фломастером, стеклографом или шариковой ручкой (при хорошем качестве пленки) делает необходимые записи и графические изображения. Можно до урока прорисовать простым карандашом контуры наиболее сложных рисунков, схем.
Используются в образовательных учреждениях и самодельные транспаранты, изготовляемые на полиэтиленовой, лавсановой, диацетатной и другой пленке с помощью фломастеров, туши, чернил, пастельных или стеклографических карандашей. Схемы, тексты, рисунки, чертежи учитель может заготовить заранее или выполнить в процессе урока.
Кодопособие может быть выполнено в виде прозрачной модели из пленки или тонкого оргстекла различных расцветок. Модель устанавливают на предметный столик графопроектора и ее отображение появляется на экране.
Кодопособия можно создавать, используя компьютер, сканер, принтеры (лазерный или струйный).
При отсутствии специальной кодопленки в работе, можно использовать для демонстрации изображений обычные «файлы». Изображения на «файлы» нужно наносить аккуратно, особенно если в работе используются шариковые ручки с тонким пером, ибо они карябают «файл». Не используйте в работе очень бледные цвета ручек и фломастеров, изображение не будет четким. Лучше всего для нанесения изображения на пленку использовать нестирающиеся маркеры для надписей на компакт-дисках, реже фломастеры. Старайтесь в любом случае избегать размазывания текстов и рисунков. Помимо «файлов» можно использовать и прозрачные обложки для тетрадей. Но будьте внимательны: от сильного нагревания «файлы» и обложки при работе более 45 минут могут деформироваться.
Кодоскопы (графопроекторы, оверхеды).
Кодоскоп и методика его использования в учебном процессе.
Рис . 1. Кодоскоп (графопроектор): 1 — корпус; 5 — стекло; 6 — головка; 8 — устройство ус тановки резкости; 9 — катушки перемотки. «Кодоскоп» — производное от словосочетания «классная оптическая доска». И, действительно, кодоскоп (другое название «графопроектор») прекрасно заменяет обычную меловую доску. Кодоскоп — это проектор (рис.1.), воспроизводящий записи и рисунки непосредственно при их создании или выполненные заранее на прозрачной пленке (или стекле). В корпусе 1 находится мощная лампа, которая во время включения охлаждается вентилятором. |
Лампа находится в фокусе вогнутого зеркала, которое усиливает световой поток, падающий на линзу Френеля (обычно изготавливается из прозрачной термостойкой пластмассы).
Над линзой закреплено стекло 5, называемое окном. На окно помещают пленки с рисунками или записями или другие прозрачные объекты. Изображение собирается в головке кодоскопа 6, состоящей из линзы и зеркала, отбрасывающего изображение на экран. Расположение изображения по высоте на экране устанавливается или поворотом в вертикальном направлении самой головки кодоскопа или зеркала. Резкость устанавливается перемещением вверх — вниз головки при помощи устройства 8. При расстоянии равном 2,5 м от кодоскопа до экрана изображения имеют размеры от 1,5 до 2 м (сторона квадрата) в зависимости от фокусного расстояния линзы.
Работа с кодоскопом совершается двумя принципиально различными способами:
1.) с подвижной лентой и непрерывной записью отдельных предложений или формул и рисованием схем, графиков, диаграмм и т.п.;
2) с заранее изготовленными рисунками и текстами, транспарантами.
Написанное на прозрачной пленке слово, на экране становится в несколько раз больше, чем написанное мелом доске. Поэтому изображение хорошо видно даже сидящим в последних рядах в большой аудитории, при этом аудиторию, если прямой солнечный свет не падает на экран, затемнять не надо. Большие размеры букв, высокая яркость и контрастность предъявляет повышенные требования к почерку, аккуратности записей и рисунков.