Создание учебных пособий для демонстрации на кодоскопе. Методика их использования.

Кодопособия – изображения на прозрачной термоустойчивой пленке, которые выполнены полиграфическим и фотографическим способом. На прозрачную пленку наносить изображение можно непосредственно на занятии в режиме реального времени. С одной стороны такой подход очень удобен, так как учащиеся наблюдают за процессом раскрытия существующих закономерностей и могут принимать активное участие в составлении изображения, с другой – на это уходит очень много времени, и если средства для создания изображения подобраны неудачно, то будет страдать качество изображения.

Транспаранты (кодопособия) - изображения на фолиях - прозрачной термоустойчивой пленке, выполняемые полиграфическим и фотографическим способами или напечатанные на принтере, ксероксе. Размеры кадров транспарантов широко варьируются. Максимальные размеры кадров ограничиваются площадью стола графопроектора - 142 х 103 мм, 250 х 250 мм.

Применяют транспаранты, состоящие из одного кадра или серии 2-6 накладывающихся один на другой кадров (многослойные) или смонтированные на непрерывной прозрачной ленте шириной 260 мм и длиной до 30 м. Серии бывают трех видов: одни предназначены для демонстрации способом наложения, другие - способом снятия, третьи - способом кашетирования (каширования), смещения. Серия накладывающихся транспарантов позволяет создать на экране как целостный образ из составляющих его частей или воспроизвести процесс и представить изучаемое явление в развитии, так и выделить эти составляющие части путем последовательного снятия транспарантов. Кашетирование - способ, при котором на транспаранте, содержащем сложный рисунок или схему, закрывают большинство деталей любым непрозрачным материалом (шторками), а затем, постепенно снимая прикрытия, усложняют рисунок, выводя на экран новые элементы.

Использование прозрачной ленты освобождает преподавателя от работы с доской. Находясь лицом к аудитории, он фломастером, стеклографом или шариковой ручкой (при хорошем качестве пленки) делает необходимые записи и графические изображения. Можно до урока прорисовать простым карандашом контуры наиболее сложных рисунков, схем.

Используются в образовательных учреждениях и самодельные транспаранты, изготовляемые на полиэтиленовой, лавсановой, диацетатной и другой пленке с помощью фломастеров, туши, чернил, пастельных или стеклографических карандашей. Схемы, тексты, рисунки, чертежи учитель может заготовить заранее или выполнить в процессе урока.

Кодопособие может быть выполнено в виде прозрачной модели из пленки или тонкого оргстекла различных расцветок. Модель устанавливают на предметный столик графопроектора и ее отображение появляется на экране.

Кодопособия можно создавать, используя компьютер, сканер, принтеры (лазерный или струйный).

       При отсутствии специальной кодопленки в работе, можно использовать для демонстрации изображений обычные «файлы». Изображения на «файлы» нужно наносить аккуратно, особенно если в работе используются шариковые ручки с тонким пером, ибо они карябают «файл». Не используйте в работе очень бледные цвета ручек и фломастеров, изображение не будет четким. Лучше всего для нанесения изображения на пленку использовать нестирающиеся маркеры для надписей на компакт-дисках, реже фломастеры. Старайтесь в любом случае избегать размазывания текстов и рисунков. Помимо «файлов» можно использовать и прозрачные обложки для тетрадей. Но будьте внимательны: от сильного нагревания «файлы» и обложки при работе более 45 минут могут деформироваться.

Кодоскопы (графопроекторы, оверхеды).

Кодоскоп и методика его использования в учебном процессе.

 

Рис . 1. Кодоскоп (графопроектор): 1 — корпус; 5 — стекло; 6 — головка; 8 — устройство ус тановки резкости; 9 — катушки перемотки.

«Кодоскоп» — производное от словосочетания «классная оптическая доска». И, действительно, кодоскоп (другое название «графопроектор») прекрасно заменяет обыч­ную меловую доску.

Кодоскоп — это проектор (рис.1.), воспроизводящий запи­си и рисунки непосредственно при их создании или выполнен­ные заранее на прозрачной пленке (или стекле). В корпусе 1 находится мощная лампа, которая во время включе­ния охлаждается вентилятором.

Лампа находится в фокусе вогну­того зеркала, которое усиливает световой поток, падающий на лин­зу Френеля (обычно изготавлива­ется из прозрачной термостойкой пластмассы).

Над линзой закреп­лено стекло 5, называемое окном. На окно помещают пленки с рисун­ками или записями или другие прозрачные объекты. Изображе­ние собирается в головке кодоскопа 6, состоящей из линзы и зерка­ла, отбрасывающего изображение на экран. Расположение изобра­жения по высоте на экране уста­навливается или поворотом в вер­тикальном направлении самой го­ловки кодоскопа или зеркала. Рез­кость устанавливается перемеще­нием вверх — вниз головки при по­мощи устройства 8. При расстоянии равном 2,5 м от кодоскопа до экрана изображения имеют размеры от 1,5 до 2 м (сторо­на квадрата) в зависимости от фо­кусного расстояния линзы.

Работа с кодоскопом совершается двумя принципиально различными способами:

1.) с подвижной лентой и непрерыв­ной записью отдельных предложений или формул и рисовани­ем схем, графиков, диаграмм и т.п.;

2) с заранее изготовлен­ными рисунками и текстами, транспарантами.

Написанное на прозрачной пленке слово, на экране становится в несколько раз больше, чем написанное мелом доске. Поэтому изображение хорошо видно даже сидящим в последних рядах в большой аудитории, при этом аудиторию, если прямой сол­нечный свет не падает на экран, затемнять не надо. Большие размеры букв, высокая яркость и контрастность предъявляет повышенные требования к почерку, аккуратности записей и рисунков.

Для получения возможности скачивания файлов и добавления комментариев - войдите на сайт или зарегистрируйтесь.