Виды звуковых пособий и методика их использования в начальной школе.
Виды звуковых пособий
Звуковые технические средства - комплексы аппаратуры, обеспечивающие запись и воспроизведение звука.В этом комплексе носителями информации являются грампластинки, магнитофонные записи на кассетах, магнитная лента, гибкие магнитные диски, лазерные (оптические) диски. Есть еще мини-лазерные диски для плеера и компакт-кассеты для диктофонов. Своеобразным средством выступает радио.
Грамзапись (граммофонная запись) - механический вид записи звука на диске (пластинке) из синтетических материалов.В предыдущий период в стране было налажено производство целых фонотек для школ, много познавательных пластинок выпускалось для домашнего использования. Были созданы серии учебных грампластинок. На пластинках были записаны голоса великих людей, чтение классических произведений известными актерами, театральные постановки, документальные записи, голоса птиц и зверей, музыка самых разных жанров. Во многих школах, где с пластинками обращались бережно, они вполне пригодны для использования. По возможности их надо переписать на магнитные ленты. Для воспроизведения пластинок до сих пор можно приобрести электрофоны (проигрыватели) в магазинах-учколлекторах.
Магнитофонные записи (аудиокассеты) – магнитная запись звука на магнитную ленту. Запись и воспроизведение осуществляются при помощи магнитофона (диктофона). В зависимости от дидактической задачи магнитофонные записи монтируют в определенной системе и воспроизводят в процессе занятий.
На аудиокассеты записываются:
- естественных звуков природы — голосов птиц, шума ветра и горного водопада, раскатов грозы, журчания ручья и др.
- записи музыкальных произведений в разном исполнении (фортепиано, баян, симфонический оркестр или оркестр народных инструментов), которые могут использоваться как на музыкальных, так и на других занятиях.
Гибкие магнитные диски, или флоппи-диски (floppy disk), являются наиболее распространенными носителями информации для воспроизведения на компьютере. Наиболее популярны гибкие диски размером 3,5 (дюйма). Диски называются гибкими потому, что пластиковый диск, расположенный внутри защитного конверта, действительно гнется. Именно поэтому защитный конверт изготовлен из твердого пластика (в настоящее время практически не применяются).
Лазерные, или оптические, диски внешне напоминают обычный музыкальный компакт-диск. Благодаря незначительным размерам и большому объему хранимой информации, надежности и долговечности лазерные диски стали популярными носителями информации. Объем информации, хранящейся на лазерном диске диаметром 120 мм, достигает 650 Мегабайт (Мб), что соответствует информации звукового файла длительностью 74 мин. Название диска определяется методом записи и считывания информации. Информация на дорожке создается мощным лазерным лучом, выжигающим на поверхности диска впадины, и представляет собой чередование впадин и выступов. При считывании информации островки отражают свет лазерного луча и воспринимаются как единица (1), впадины не отражают луч и соответственно воспринимаются как ноль (0).
Обычно компьютеры и современные аудиосистемы оснащаются дисководами, которые имеют источник слабого лазерного луча, способного только считывать информацию с лазерного диска, но не изменять ее. Поэтому такие дисководы называют дисководами только для чтения, что является переводом английского термина Compact Disk Read Only Memory, или сокращенно: CD-ROM.
Лазерный диск, информация которого может быть изменена, называется CD-RW (Rewritable). Информация на перезаписываемых компакт-дисках может быть изменена с помощью специального дисковода, оптическая система которого имеет источник мощного лазерного луча.
На современном этапе основными носителями звуковых средств обучения стали: CD, DVD диски, а также Флеш-память (англ. flash memory) — разновидность полупроводниковой технологии электрически перепрограммируемой памяти (EEPROM). Это запоминающее устройство, допускающее многократную перезапись файлов любого формата и расширения.. Широко используется в цифровых портативных устройствах и носителях информации. Серьёзным недостатком данной технологии является ограниченный срок эксплуатации носителей, а также чувствительность к электростатическому разряду.
Методика применения звуковых средств в работе с детьми
В каждом звуковом средстве в основном заложена и методика их использования. Однако необходимо еще учитывать возраст детей, уровень их подготовленности к восприятию того или иного содержания. Таким образом, задача педагога состоит в том, чтобы адаптировать нужное средство к конкретным условиям и возможностям детей.
Звуковые средства широко применяются на уроках по всем предметам, занимают значительное место во внеклассной воспитательной работе. По ряду школьных дисциплин в соответствии с учебными программами были выпущены комплекты грампластинок, объединенные в фонохрестоматии.
В настоящее время фонохрестоматии выпускаются на CD-дисках. Лазерные аудиодиски прослушиваются на различных аудиосистемах и с помощью ПК.
Звуковые записи позволяют на уроках по ряду предметов воспроизвести рассказ о научной экспедиции, научном эксперименте или об открытии, услышать репортаж с космического корабля, с подводного батискафа и многое другое.
Все звуковые записи, используемые в школе, можно разделить на две группы: учебные и художественные. Учебные записиимеют рабочие паузы для выполнения заданий, комментарии по отдельным частям записанного материала, специально вставленные сравнения и сопоставления. Художественные записицелостно воспроизводят художественный текст без каких-либо дидактических вставок.
Записи музыкальных произведенийпрежде всего используются на уроках музыки, помогая почувствовать глубину и силу музыкального искусства, научить школьника слушать музыку, пробудить в нем любовь и живой интерес к ней, понять ее содержание и характер.
Но музыка выступает не только как предмет изучения. С помощью музыки создается исторический фон, который вводит в атмосферу времени. Музыка должна соответствовать возрасту, интересам, развитию и музыкальной подготовке учащихся.
Записи натуральных, естественных звучаний, когда реальный звук помогает лучше понять и почувствовать сущность изучаемого явления. Например, на уроке или занятии важно прослушать крики и голоса различных животных и птиц, шум моря, звуки грозы, промышленные звуки и г. п.
Звукозаписи для лингафонных устройств. Применение специальных программ (звукозаписей) для лингафонных устройств и кабинетов по иностранному и русскому языкам дает возможность учащимся с самого начала изучения языка упражняться в восприятии речи без зрительной опоры.
Этапы работы учителя на уроке с применением звукозаписей: подготовка к восприятию звукового материала, прослушивание звукозаписей, последующая работа.
Составляя план урока с использованием звукозаписей, учитель прослушивает их, отбирая те, которые прозвучат в классе; сопоставляет текст записей с хрестоматийным, так как нередко встречаются разночтения, требующие предварительного комментария; хронометрирует каждую отдельную запись; обдумывает вступительный или последующий комментарий (во время прослушивания записи комментирование или даже реплики недопустимы: они разрушают целостность восприятия художественного текста и не воспринимаются учащимися); формулирует вопросы к учащимся.
При планировании намечается место звукозаписи в ходе урока, которое определяется теме и, спецификой изучаемого материала, характером записи и т.д., и прежде всего, на что уже обращалось внимание, - той целью, которую ставит перед собой преподаватель.
Содержание, форма и количество используемых на уроке звукозаписей зависят от уровня подготовленности учащихся к восприятию фонозаписи.
Перед прослушиванием звукозаписи целесообразно поставить перед учащимися конкретные задачи. Задачи эти разнообразны, но они должны быть посильными для них, учитывать их знания, развитие, возраст.
После прослушивания записи обязательно нужно дать учащимся некоторое время на осмысление услышанного, определение своего отношения к нему и только после этого проводить беседу.
Эффективность использования звуковых пособий зависит от того, как учитель подготовил учащихся к прослушиванию, нацелил их на определенную деятельность, как организовал последующую работу на материале звукозаписи. На всех этапах работы со звукозаписью слово учителя занимает ведущее место.
Цель и характер применения звукозаписи на уроках по разным предметам различны.
Очень часто используются фонозаписи в начальной школе.
Слушая музыкальные записи, младшие школьники учатся определять характер и средства музыкальной выразительности, различать звучание отдельных инструментов и оркестра, сольного и хорового пения, певческих голосов, получают представление о мелодии и аккомпанементе, разных музыкальных жанрах.
Познавательные аудиозаписи не только повышают интерес к урокам и закрепляют положительную школьную мотивацию, но и пробуждают интерес к тому, чтобы узнать что-то дополнительное самостоятельно.
Таковы разнообразные приемы применения звукозаписи в школе. Эти приемы, однако, не исчерпывают всех возможностей, которые расширяются, когда звукозапись выступает в сочетании с другими средствами обучения в комплексе, если она сопровождается зрительными образами. Такая работа требует особенно тщательной предварительной подготовки, чтобы зрительный и слуховой ряды полностью совпадали.