Виды звуковых пособий и методика их использования в начальной школе.

Виды звуковых пособий

Звуковые технические средства - комплексы аппаратуры, обеспечивающие запись и воспроизведение звука.В этом комплексе носителями информации являются грампластинки, магнитофонные записи на кассетах, магнитная лента, гибкие магнитные диски, лазерные (оптические) диски. Есть еще мини-лазерные диски для плеера и компакт-кассеты для диктофонов. Своеобразным средством выступает радио.

Грамзапись (граммофонная запись) - механический вид записи звука на диске (пластинке) из синтетических материалов.В предыдущий период в стране было налажено производство целых фонотек для школ, много познавательных пластинок выпускалось для домашнего использования. Были созданы серии учебных грампластинок. На пластинках были записаны голоса великих людей, чтение классических произведений известными актерами, театральные постановки, документальные записи, голоса птиц и зверей, музыка самых разных жанров. Во многих школах, где с пластинками обращались бережно, они вполне пригодны для использования. По возможности их надо переписать на магнитные ленты. Для воспроизведения пластинок до сих пор можно приобрести электрофоны (проигрыватели) в магазинах-учколлекторах.

Магнитофонные записи (аудиокассеты) – магнитная запись звука на магнитную ленту. Запись и воспроизведение осуществляются при помощи магнитофона (диктофона). В зависимости от дидактической задачи магнитофонные записи монтируют в определенной системе и воспроизводят в процессе занятий.

На аудиокассеты записываются:

- есте­ственных звуков природы — голосов птиц, шума ветра и горного водопада, раскатов грозы, журчания ручья и др.

- записи музыкальных произведений в разном испол­нении (фортепиано, баян, симфонический оркестр или оркестр народных инструментов), которые могут использоваться как на музыкальных, так и на других занятиях.

Гибкие магнитные диски, или флоппи-диски (floppy disk), являются наиболее распространенными носителями информации для воспроизведения на компьютере. Наиболее популярны гибкие диски размером 3,5 (дюйма). Диски называются гибкими потому, что пластиковый диск, расположенный внутри защитного конверта, действительно гнется. Именно поэтому защитный конверт изготовлен из твердого пластика (в настоящее время практически не применяются).

Лазерные, или оптические, диски внешне напоминают обычный музыкальный компакт-диск. Благодаря незначительным размерам и большому объему хранимой информации, надежности и долговечности лазерные диски стали популярными носителями информации. Объем информации, хранящейся на лазерном диске диаметром 120 мм, достигает 650 Мегабайт (Мб), что соответствует информации звукового файла длительностью 74 мин. Название диска определяется методом записи и считывания информации. Информация на дорожке создается мощным лазерным лучом, выжигающим на поверхности диска впадины, и представляет собой чередование впадин и выступов. При считывании информации островки отражают свет лазерного луча и воспринимаются как единица (1), впадины не отражают луч и соответственно воспринимаются как ноль (0).

Обычно компьютеры и современные аудиосистемы оснащаются дисководами, которые имеют источник слабого лазерного луча, способного только считывать информацию с лазерного диска, но не изменять ее. Поэтому такие дисководы называют дисководами только для чтения, что является переводом английского термина Compact Disk Read Only Memory, или сокращенно: CD-ROM.

Лазерный диск, информация которого может быть изменена, называется CD-RW (Rewritable). Информация на перезаписываемых компакт-дисках может быть изменена с помощью специального дисковода, оптическая система которого имеет источник мощного лазерного луча.

На современном этапе основными носителями звуковых средств обучения стали: CD, DVD диски, а также Флеш-память (англ. flash memory) — разновидность полупроводниковой технологии электрически перепрограммируемой памяти (EEPROM). Это запоминающее устройство, допускающее многократную перезапись файлов любого формата и расширения.. Широко используется в цифровых портативных устройствах и носителях информации. Серьёзным недостатком данной технологии является ограниченный срок эксплуатации носителей, а также чувствительность к электростатическому разряду.

Методика применения звуковых средств в работе с детьми

В каждом звуковом средстве в основном заложена и методика их использования. Однако необхо­димо еще учитывать возраст детей, уровень их подготов­ленности к восприятию того или иного содержания. Таким образом, задача педагога состоит в том, чтобы адапти­ровать нужное средство к конкретным условиям и воз­можностям детей.

Звуковые средства широко применяются на уроках по всем предметам, занимают значитель­ное место во внеклассной воспитательной работе. По ряду школь­ных дисциплин в соответствии с учебными программами были выпущены комплекты грампластинок, объединенные в фонохрестоматии.

В настоящее время фонохрестоматии выпускаются на CD-дисках. Лазерные аудиодиски прослушиваются на различных аудиосистемах и с помощью ПК.

Звуковые записи позволяют на уроках по ряду предметов воспроизвести рассказ о научной экспедиции, научном эксперименте или об открытии, услышать репортаж с кос­мического корабля, с подводного батискафа и многое другое.

Все звуковые записи, используемые в школе, можно разделить на две группы: учебные и художественные. Учебные записиимеют ра­бочие паузы для выполнения заданий, комментарии по отдельным частям записанного материала, специально вставленные сравнения и сопоставления. Художественные записицелостно воспроизводят художественный текст без каких-либо дидактических вставок.

Записи музыкальных произведенийпрежде всего используются на уроках музыки, помогая почувствовать глубину и силу музыкаль­ного искусства, научить школьника слушать музы­ку, пробудить в нем любовь и живой интерес к ней, понять ее содер­жание и характер.

Но музыка выступает не только как предмет изучения. С помо­щью музыки создается исторический фон, который вводит в атмо­сферу времени. Музыка должна соответствовать возрасту, интересам, развитию и музыкальной под­готовке учащихся.

Записи натуральных, естественных звучаний, когда реальный звук помогает лучше понять и почувствовать сущность изучаемого явления. Например, на уроке или занятии важно прослушать крики и голоса различных животных и птиц, шум моря, звуки грозы, про­мышленные звуки и г. п.

Звукозаписи для лингафонных устройств. Применение специаль­ных программ (звукозаписей) для лингафонных устройств и каби­нетов по иностранному и русскому языкам дает возможность уча­щимся с самого начала изучения языка упражняться в восприятии речи без зрительной опоры.

Этапы работы учителя на уроке с применением звукозаписей: подготовка к восприятию звукового материала, прослушивание звукозаписей, последующая работа.

Составляя план урока с использованием звукозаписей, учитель прослушивает их, отбирая те, которые прозвучат в классе; сопо­ставляет текст записей с хрестоматийным, так как нередко встреча­ются разночтения, требующие предварительного комментария; хро­нометрирует каждую отдельную запись; обдумывает вступительный или последующий комментарий (во время прослушивания записи комментирование или даже реплики недопустимы: они разрушают целостность восприятия художественного текста и не воспринима­ются учащимися); формулирует вопросы к учащимся.

При планировании намечается место звукозаписи в ходе уро­ка, которое определяется теме и, спецификой изучаемого матери­ала, характером записи и т.д., и прежде всего, на что уже обраща­лось внимание, - той целью, которую ставит перед собой препо­даватель.

Содержание, форма и количество используемых на уроке звуко­записей зависят от уровня подготовленности учащихся к восприя­тию фонозаписи.

Перед прослушиванием звукозаписи целесообразно поставить перед учащимися конкретные задачи. Задачи эти разнообразны, но они должны быть посильны­ми для них, учитывать их знания, развитие, возраст.

После прослушивания записи обязательно нужно дать учащимся некоторое время на осмысление услышанного, определение своего отношения к нему и только после этого проводить беседу.

Эффективность использования звуковых пособий зависит от того, как учитель подготовил учащихся к прослушиванию, наце­лил их на определенную деятельность, как организовал последую­щую работу на материале звукозаписи. На всех этапах работы со звукозаписью слово учителя занимает ведущее место.

Цель и характер применения звукозаписи на уроках по разным предметам различны.

Очень часто используются фонозаписи в начальной школе.

Слушая музыкальные записи, младшие школьники учатся опре­делять характер и средства музыкальной выразительности, разли­чать звучание отдельных инструментов и оркестра, сольного и хо­рового пения, певческих голосов, получают представление о мело­дии и аккомпанементе, разных музыкальных жанрах.

Познавательные аудиозаписи не только повышают интерес к уро­кам и закрепляют положительную школьную мотивацию, но и про­буждают интерес к тому, чтобы узнать что-то дополнительное са­мостоятельно.

Таковы разнообразные приемы применения звукозаписи в шко­ле. Эти приемы, однако, не исчерпывают всех возможностей, кото­рые расширяются, когда звукозапись выступает в сочетании с дру­гими средствами обучения в комплексе, если она сопровождается зрительными образами. Такая работа требует особенно тщатель­ной предварительной подготовки, чтобы зрительный и слуховой ряды полностью совпадали.

Для получения возможности скачивания файлов и добавления комментариев - войдите на сайт или зарегистрируйтесь.