Пути и возможности использования популярных фильмов и телепередач в учебно-воспитательном процессе.
Учебное телевидение - способ передачи на расстояние учебной зрительной и звуковой информации через систему открытых или замкнутых телевизионных систем.
Телевидение — особый новый вид искусства — синтетический. Он соединяет в себе возможности таких видов искусства, как кино, театр, эстрада. В телевидении присутствуют разнообразные жанры: репортажи и рассказы, беседы и спектакли, экскурсии и концерты.
В самой информации, которую несет телевидение, уже заложена художественность.
Учебные телевизионные передачи - передачи, создаваемые по темам учебной программы и предназначенные для использования непосредственно на уроке, а также при проведении факультативных занятий и внеклассных мероприятий. Дидактическая значимость этого технического средства мало чем отличается от учебного звукового кино.
Специальные передачи для школьников, которые даются по центральному телевидению, условно можно отнести к нескольким видам: познавательные, развлекательные и учебные.
В каждой из передач присутствуют и познавательные, и развлекательные моменты, все передачи несут воспитательную нагрузку. Эти передачи готовятся известными артистами, композиторами, художниками, писателями, опытными режиссерами, операторами с учетом особенностей детского восприятия, жизненного опыта ребенка. Поэтому они могут успешно использоваться педагогами в дошкольных учреждениях в целях ознакомления детей с нашей Родиной, ее историей, природой различных климатических зон, трудом взрослых, воспитания художественного вкуса и эстетического отношения к окружающей действительности.
Благодаря особенностям и возможностям телевизионного «языка» природа и ее эстетические качества находят в телевидении наиболее адекватное и наиболее полное отражение. Ребенок получает информацию одновременно визуальную и слуховую. Слово, изображение, музыка выступают в органическом синтезе.
Телевидение имеет возможность использовать киносъемки, показ в замедленном или ускоренном темпе процессов и явлений, которые протекают в природе длительное время или быстро (рост растений, прилив и отлив на море, образование дюн, взлет птиц, извержение вулкана, прыжок животного), недоступных наблюдению вблизи (повадки птиц и зверей, их жизнь в естественных условиях). Телевидение передает все богатство и разнообразие звуков (пение птиц, крики животных, шум ветра и падающей воды, раскаты грома и др.).
Организация просмотров передач о диких и домашних животных, зимующих и перелетных птицах, временах года и природных явлениях на занятиях по ознакомлению младших школьников с природой значительно обогащает учебно-воспитательный процесс, открывает новые пути к его активизации.
Впечатления о характере и внешнем виде животных, птиц, о явлениях природы, которые школьники получают из передач, оказывают значительное влияние на развитие их речевой деятельности: высказывания детей становятся осмысленнее, логичнее, эмоциональнее, выразительнее и богаче по содержанию. В активном словаре ребенка появляются образные слова и выражения, сравнения, точные описания.
Влияние телепередач сказывается и на изобразительной деятельности школьников: в композиционных решениях рисунков на темы природы, в динамизме изображения животных, птиц. Заметнее проявляется индивидуальность каждого ребенка.
Учебное кино - один из видов научного кино, которое предназначается для демонстрации в ходе обучения и обеспечения наглядности при ознакомлении учащихся с явлениями и процессами, недоступными для непосредственного наблюдения.
Учебные фильмы (кинопособия) снимают по сценариям и предназначают для учебного процесса.
Содержание учебного фильма доносят до учащихся с помощью выразительных средств кино, специальных видов съемок, мультипликации и т. п.
В учебном кино используют разные виды съемки. Нормальная съемка происходит в таком же темпе, что и снимаемый процесс. Ее используют для отображения процессов, действий или событий, сущность которых доступна при непосредственном наблюдении, но наблюдать их в естественном виде во время, отводимое на их изучение, сложно или невозможно.
Нормальную съемку используют также в игровых учебных фильмах, рассказывающих о явлениях и происшествиях, возникновению которых необходимо препятствовать, например, в фильмах по охране труда, рассказывающих о причинах производственного травматизма и способах борьбы с ними, в фильмах о противопожарных мероприятиях и т. д.
Способность кино изменять естественный темп протекания событий на экране, его ускорение или замедление обеспечиваются за счет использования съемок с увеличенной или уменьшенной частотой смены кадров.
Ускоренную съемку применяют для демонстрации событий, процессов или явлений, недоступных для восприятия из-за большой скорости их протекания.
Если ускоренная съемка позволяют замедлить, растянуть во времени события на экране, то замедленная и покадровая съемки решают обратную задачу - они ускоряют темп событий на экране. Такие виды съемок, и особенно покадровая, делают доступными события, которые из-за малой скорости их протекания плохо воспринимаются: разрушение металла под воздействием агрессивной среды, образование кристаллов льда, прорастание семян и др.
В научно-популярном, художественном и учебном кино для отображения на экране событий или явлений, которых в действительности не было, используют комбинированную съемку. Комбинированная съемка позволяет объединить на экране события, которые происходили в разное время, и объекты, разделенные большими расстояниями.
Большое значение в учебном кино имеет мультипликация. С помощью мультипликации показывают главным образом объекты и процессы, которые нельзя непосредственно наблюдать. Движущийся мультипликационный рисунок условен, но его применяют обычно в сочетании с натуральными кадрами. Сравнивая и сопоставляя кадры мультипликации с действительным видом объекта съемки, зритель не так явно чувствует условность рисунка.
Мультипликация помогает создать у обучаемых наиболее полные и точные представления о сложных биологических, физических, химических процессах, происходящих внутри объекта съемки, в соответствии с их действительным ходом.
Использование учебных фильмов в учебном процессе производится также, как телевизионных передач.