Меры безопасности при работе с аппаратами статической проекции. Нормы СанПин при работе с экранными ТСО.
Общие правила безопасности при использовании ТСО
Каждое покупаемое техническое устройство должно иметь инструкцию на русском языке.
Все ТСО питаются электротоком напряжением 220 В, поэтому все лица, допущенные к работе с ТСО, должны пройти инструктаж: по технике безопасности и соблюдать следующие правила.
Работать только на исправных ТСО.
Знать блок-схему используемого ТСО и правила его эксплуатации, порядок включения, выключения и заземления аппарата.
Перед включением общего электропитания проверить исходное положение всех выключателей, розеток и вилок и выключить их.
Запретить разборку аппарата ТСО учащимися.
При работе с ТСО пользоваться только внешними элементами управления.
В случае замыкания (появления искр, запаха гари) - отключить электропитание.
Замену деталей электроаппаратуры и ее ремонт проводить при выключенных источниках питания.
Запрещается определять наличие напряжения путем прикосновения руками к токоведущим деталям аппаратуры.
Нельзя менять и ставить предохранители на электроаппаратуру, находящуюся под напряжением.
Запрещается использовать воду и пенные огнетушители для тушения загоревшейся электроаппаратуры.
Во избежание ожогов нельзя прикасаться к проекционным и радиолампам в течение 10 мин после их выключения.
Нельзя включать в сеть аппараты со снятыми фальшпанелями, задними крышками.
При замене проекционной лампы аппарат следует отключить от сети и подождать, пока лампа остынет.
Устанавливать новую лампу можно только специальным пинцетом.
В диапроекторах, снабженных пультами дистанционного управления, используют диапозитивы только в пластмассовых рамках.
Для того чтобы уменьшить влияние кратковременных нарушений, используют специальные устройства - сетевые фильтры.
При отключении электричества на несколько секунд или минут надо применять устройства бесперебойного питания - сетевые адаптеры. Они позволяют работать несколько минут после отключения электричества, что очень важно при работе с компьютерами.
Все электроприборы должны иметь заземление. Заземление в образовательных учреждениях должно осуществляться только специалистами.
Санитарно-гигиенические нормы при использовании ТСО
Важным моментом для использования ТСО являются выбор, подготовка и оборудование соответствующих учебных помещений.
С любого места классной комнаты учащиеся должны достаточно хорошо и разборчиво слышать преподавателя, видеть все, что он демонстрирует.
Кабинет или класс с ТСО целесообразней располагать на северной или северо-западной стороне, куда не попадают прямые солнечные лучи.
Помещение должно отвечать также и правилам техники пожаробезопасности.
Для оборудования помещений экранами используют диффузно-рассеивающие материалы из бело-матового пластиката с коэффициентом отражения 0,76-0,8.
В эксплуатации экраны всех типов следует оберегать от пыли, грязи, замасливания, так как все это приводит к значительному ухудшению качества изображения.
Оптическое расстояние аппаратуры до экрана выбирают в зависимости от необходимой ширины изображения, которая для нормальных условий восприятия должна равняться 0,2 длины помещения.
Расстояние от экрана до первого ряда зрителей зависит от мощности аппарата и размера экрана.
Размер изображения рассчитывается следующим образом: для определения его ширины длина групповой комнаты делится на 5, например 8 м: 5 = 1,6 м. Высота экрана от пола должна составлять 1,1-1,5 м. Нельзя допускать проекцию изображения на стену или бумагу, так как это значительно ухудшает его качество.
Магнитофон или проигрыватель должен находиться в поле зрения учащихся.
Затемнение окон шторами способствует повышению температуры воздуха и увеличению его влажности, поэтому необходимо соблюдать воздушный режим в помещениях, обеспечивать проветривание перед началом занятия и после его окончания.
В некоторых школах применяют звукозапись с элементами программирования. Она представляет собой определенный учебный материал, записанный в виде текста на магнитную ленту и периодически подаваемый через головные телефоны-наушники каждому ученику. Во время рабочей паузы школьник выполняет полученное через наушник задание, записывает результаты своей работы.
Длительность применения программированной звукозаписи во многом определяется характером учебного предмета. Время работы с программированной звукозаписью в начале учебного года должно быть сокращено до 5-10 мин, а во второй половине IV четверти работать с ней вообще не следует.
Большое значение для сохранения устойчивого уровня работоспособности учащихся на протяжении урока имеет длительность восприятия информации.
Наблюдения за эффективностью уроков с применением аудиовизуальных средств показывают, что при правильной организации работы учащиеся хорошо усваивают учебный материал. Но для сохранения высокой работоспособности учащихся и обеспечения эффективности использования ТСО необходимо своевременно менять методы и приемы учебной работы.
Технические средства обучения желательно применять через 5-10 мин после начала урока.
Важное значение имеет и дозировка уроков с применением ТСО.
Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения устанавливается согласно таблице 1.
Таблица 1. Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках
Классы | Непрерывная длительность (мин.), не более | |||||
Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения | Просмотр телепередач | Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения | Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой | Прослушивание аудиозаписи | Прослушивание аудиозаписи в наушниках | |
1 - 2 | 10 | 15 | 15 | 15 | 20 | 10 |
3 - 4 | 15 | 20 | 20 | 15 | 20 | 15 |
5 - 7 | 20 | 25 | 25 | 20 | 25 | 20 |
8 - 11 | 25 | 30 | 30 | 25 | 25 | 25 |
После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз, а в конце урока - физические упражнения для профилактики общего утомления.
Режим обучения и организации работы кабинетов с использованием компьютерной техники должен соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы на них.
Таблица. Длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств обучения
Классы | Длительность просмотра (мин.) | ||
диафильмов, кинофильмов | телепередач | диапозитивов | |
1-2 | 7-15 | 15-20 | 15 |
3-4 | 15-20 | 15-20 | 20 |
5-7 | 20-25 | 20-25 | 20-25 |
8-11 | - | 25-30 | 25-30 |
В течение недели количество таких уроков для учащихся младших классов не должно превышать 3-4, старших классов - 4-6. Обязательным минимумом в течение учебного года для всех учащихся можно считать 136 ч, а максимумом (для профильных школ, оснащенных современной техникой) - 442 ч.
При использовании в общеобразовательных учреждениях аудиовизуальных технических средств обучения (ТСО) длительность их непрерывного применения в учебном процессе устанавливается согласно Таблице.
При использовании компьютерной техники на уроках непрерывная длительность занятий непосредственно с видеодисплейным терминалом и проведение профилактических мероприятий должны соответствовать требованиям, предъявляемым к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам.
После занятий с ВДТ необходимо проводить гимнастику для глаз, которая выполняется учащимися на рабочем месте.
При составлении расписания уроков необходимо предусмотреть, чтобы уроки с использованием экрана не шли один за другим или вслед за занятиями с применением ТСО не ставились уроки изобразительного искусства, черчения, труда, т. е. тех дисциплин, которые связаны со значительным зрительным напряжением, потому что у учащихся после уроков с применением экранных пособий значительно снижаются работоспособность, учебная активность.