План-конспект урока технологии "Разметка заготовки"
Тема: «Разметка заготовки»
Цели урока:
1. Обучающая: ознакомить учащихся с инструментами для плоскостной разметки; научить приемам разметки.
- 2.Развивающая: развить у учащихся умения грамотно выполнять работу с металлическими материалами.
- 3.Воспитывающая: воспитывать культуру работы с металлическими изделиями.
Оборудование: слесарный верстак, инструменты для разметки, заготовки, плакат по технике безопасности работы с колющими инструментами.
Ходурока
- I.Вводный инструктаж.
- Какие разметочные инструменты применяются при обработке древесины?
- Покажите приемы разметки при изготовлении изделий из
дерева.
II. Изложение нового материала.
При обработке заготовки с ее поверхности удаляется определенный слой металла, в результате чего уменьшается ее размер.
Чтобы знать, где и до каких размеров вести обработку, сначала заготовки размечают.
Разметка различается:
- плоскостная;
- пространственная.
Рассмотрим плоскостную разметку.
Выполняется обычно на поверхностях плоских деталей, на полосовом и листовом металле.
Заключается в нанесении на заготовку контурных параллельных, перпендикулярных линий, окружностей, дуг, углов, разнообразных геометрических фигур и т.д.
Для плоскостной разметки применяют следующие инструменты:
Рис. 66. Чертилки: а - круглая; б - с отогнутым концом; в - применение чертилки с отогнутым концом; г - со вставными иглами: 1 - игла, 2 ~ корпус, 3 - запасные иглы, 4 - пробка; д - карманная.
Рис. 67. Обыкновенный кернер (а), его заточка (б).
Рис. 68. Разметочный штангенциркуль:
а - устройство, б - нанесение прямых линии, в - разметка центра окружности.
Рис. 69. Циркули слесарные: а - точный, 6 - пружинный, в - со вставными линзами, г - с линзой.
Рис. 70. Рейсмус (а) и его применение (б).
Приемы плоскостной разметки
Разметочные линии наносят в следующей последовательности:
vсначала проводят горизонтальные;
vзатем вертикальные
vзатем наклонные
vзатем окружности, дуги и закругления
Рис. 73. Отыскание центров окружностей.
В целях повышения производительности труда слесари применяют усовершенствованные приемы разметки:
- разметка по шаблону;
- разметка по образцу;
- разметка по месту;
- разметка карандашом.
Учитель поясняет приемы разметки вышеперечисленными способами.
III.Текущий инструктаж.
Практическая работа
Учащимся раздаются заготовки: предлагается выполнить разметку (шаблон угломера или другие изделия), исходя из потребностей школы и возможностей мастерской.
Перед началом работы учитель проводит инструктаж по правилам безопасности при работе с колющим инструментом.
IV.Заключительный инструктаж.
Оценить качество разметки. Отметить характерные ошибки. Провести уборку рабочих мест и мастерской.
Самоанализ урока технологии.
С самого начала я выяснил, что учитель работает по индивидуальному плану, который не совпадает с программой.
Методику занятия было составить просто, так как я пользовался знаниями, полученными в университете, а также использовал некоторые приемы, которые учитель часто применяет в своей работе, чтобы ученикам было проще работать со мной.
Знаний, полученных в университете было вполне достаточно для проведения данного урока, однако мне необходимо было уточнить определения, подготовить примеры, которые я мог бы использовать при объяснении материала.
При разработке плана урока я опирался на учебник, на планы конспекты учителя, оставшиеся с прошлых годов работы в школе.
Своим недостатком считаю то, что я прописал деятельность учеников и собственную деятельность достаточно подробно, а понадеялся на импровизацию. В результате чего, несколько раз на уроке я терялся, так как приходилось подыскивать нужные слова. Не прописав правила безопасности при работе с колющим предметом, мне пришлось срочно обращаться за помощью к учителю, чтобы найти необходимый плакат.
Естественно, что это отрицательно повлияло на ход урока. Однако были и положительные моменты. Мой рассказ получился интересный. Ученики меня внимательно слушали.
Структура урока соответствовала поставленным целям занятия, возможностям урока и возможностям самого класса.
Кроме отмеченных отрицательных моментов, можно отметить малоактивную работу учеников при повторении правил безопасности, при ответах на вопросы по изученному материалу. Среди положительных моментов можно отметить хорошую дисциплину, в данном случае это больше заслуга учеников, чем моя.
Спокойная и доброжелательная обстановка в течение урока привела к хорошему конечному результату. Все ученики хорошо справились с поставленной задачей.
Учебной информации было вполне достаточно, однако в объяснение можно было бы включить несколько дополнительных примеров. В данном случае моя ошибка в том, что я не обратился к дополнительной литературе.
Учебный материал занятия был профессиональной направленности, упоминалась такая профессия как слесарь.
При работе на уроке учитывались межпредметные связи с черчением, внутрипредметные связи: в данном случае шло усложнение работы с линейкой и карандашом, штангенциркулем и слесарными циркулями (ученики освоили новые способы разметки).
При выборе методов, приемов и средств обучения я опирался на опыт школьного учителя. Урок прошел успешно, ученики материал усвоили, из чего можно заключить, что выбор был оптимальным.
Методических затруднений я не испытывал. Были затруднения психологического характера: недостаток умения изложения материала. Проблем в общении со школьниками я не испытал.
Если оценивать знания, умения и навыки, полученные школьниками на уроке, я считаю, что все поставленные цели урока были достигнуты, а значит и качество знаний должно быть высоким.
Если оценивать воспитывающий и развивающий аспекты урока, то я старался достичь поставленных целей. Ученики работали с металлом правильно, ошибки и недостатки работы не были грубыми.
Таким образом, я считаю, что мой урок прошел успешно, я старался достичь всех поставленных целей. На уроке были как положительные, так и отрицательные моменты. Я считаю, что мне есть к чему стремится.