Печать
Категория: Сочинения
Просмотров: 4183

Гражданственность и народность лирики Н.А.Некрасова

План.

1. Гражданственность творчества поэтов – предшественников Некрасова.

2. Гражданственность в поэзии Некрасова.

1. Некрасов о роди поэта в борьбе за освободительное движение, о назначении поэзии.

А) «поэт и гражданин» - манифест гражданской поэзии, говорящий о непримиримости поэта к «чистому искусству»;

Б) «Элегия» - итог поэтической лирики Некрасова.

2. Жизнь народа, борьба за его (освободительное движение) освобождение, за его счастье, основной вопрос, волновавший современников Некрасова и нашедший отражение в его творчестве, что говорит о гражданственности его поэзии.

3. Идеал гражданина для Некрасова – революционер-демократ, образ которого воплотился в его поэзии

3. Воспитательное значение поэзии Некрасова.

Произведения, необходимые для ответа о гражданственности Некрасова: «Поэт и гражданин», «Вчерашний день, в часу шестом», «Элегия», «Забытая деревня», «В деревне», «Кому на Руси жить хорошо», «Железная дорога», «Плач детей», «Тройка», «Арина – мать солдатская», «Размышление «у парадного подъезда», «Рыцарь на час», «Памяти Добролюбова», «Мороз – красный нос».

Народность поэзии: Если писатель пишет объективно, то он непременно встает на чью-то сторону. Русские писатели вставали на сторону народа, отражали в своих произведениях жизнь народа, но народность – это не мужицкие тулупы, это не балалайка, не щи, не квас, это точка зрения, мировоззрение. Белинский в «очерках гоголевского периода» писал о трех признаках народности:

  1. Писать для народа.
  2. Писать в интересах народа.
  3. Писать языком, близким народу.

Гражданственность – это высокое служение народу, глубокий патриотизм, верность идеалам.

В истории мировой литературы лишь немногие художники слова были так тесно связаны со своим народом, с такой силой и страстью выразили его думы и чувства, как Некрасов. Наследник Пушкина и Лермонтова, он открыл новую страницу в истории отечественной поэзии, сблизил ее с жизнью трудового народа. Подготовленная всем предшествующим развитием русской литературы, поэзия Некрасова была громадным шагом вперед, ибо она отразила великие сдвиги России, пробудившейся к освободительной борьбе, воплотив в себе революционную тенденцию объективной действительности. Некрасов формировался как гражданин и как поэт в обстановке назревающего протеста против царского режима, в атмосфере сочувствия передовых общественных кругов борьбе угнетенных масс. Освободительные идеи, жившие в сознании лучших русских людей со времени Радищева и получившие особенно широкое распространение после восстания декабристов, продолжали волновать и то поколение, к которому принадлежал Некрасов. Еще в первой половине пятидесятых годов Некрасов выступал с произведениями, отмеченными глубиной социальной мысли и большой силой ее художественного выражения. Размышления о назначении поэта, он выразил в образе своей мятежной музы:

«В порыве ярости, с неправдою людской

Безумная клялась начать упорный бой…

Кричала: мщение! и буйным языком

На головы врагов звала господень гром!» («Муза, 1851)

Манифестом революционной литературы того времени, явился сборник стихов Некрасова, которые открывался стихотворением «Поэт и гражданин» (1856). В этом стихотворении прямо было выражено требование: поэзия должна служить народу в его борьбе за освобождение. В устах «гражданина» автор вложил смелый призыв:

«Иди в огонь за счесть отчизны,

За убежденье, за любовь…

Иди и гибни безупречно,

Умрешь недаром: дело прочно,

Когда под ним струится кровь».

В этих стихах ясно и открыто «честь отчизны» связывалась с пролитой кровью, с восстанием, а поэзия рассматривалась как действенная, общественная сила. Мысли о революции, о вооруженном восстании крестьянства была проникнута поэзия Некрасова. Обращаясь к поэту, он говорил:

«Будь гражданин! Служа искусству,

Для блага ближнего живи…»

Демократические позиции Некрасова обусловили его интерес к жизни народа. В 1858 году написано «Размышление у парадного подъезда», - одно из самых выдающихся стихотворений русской революционной поэзии. В этом произведении, зовущем к ненависти, к борьбе, Некрасов дал потрясающую картину страданий миллионов людей, бесправия народа:

«Стонет он по полям, по дорогам,

Стонет он по тюрьмам, по острогам,

В рудниках, на железной цепи;

Стонет он под овином, под стогом,

Под телегой, ночуя в степи…»

В поэме «Несчастные» Некрасов восклицает: «О, Русь, когда ж проснешься ты…» Ответ на этот вопрос дан во многих его стихах. Он глубоко верил в торжество освобождения. Поэт понимал, что только борьба поможет народу сбросить вековые цепи: в «Песне Еремушке», написанной вслед за «Размышлениями у парадного подъезда», он призывает молодое поколение воспитать в себе

«Необузданную, дикую

К угнетателям вражду

И доверенность великую

К бескорыстному труду».

Поэт говорит о тех идеалах, которым должен посвятить себя человек из народа:

«Братством, Равенством, Свободою

Называются они».

В 60-е годы, в период общественного движения, Некрасов создал нговые выдающиеся по своему идейному значению стихотворения и поэмы, подняв в них острые общественные вопросы. Он писал жестокой эксплуатации рабочих («Плач детей», 1860, «Железная дорога», 1864), о каторжном труде волжского бурлака («На Волге», 1860); он призывал его восстать и пробудиться:

«Чем хуже был бы твой удел,

Когда б ты менее терпел?»

В мире, который окружал поэта, он наблюдал лишь людское горе. В «Железной дороге» он рассказал о том, как хищники – предприниматели безжалостно эксплуатировали народ. В пореформенные годы, крестьяне, разоренные так называемой «свободой», шли на заработки, де их ждали издевательства, болезни, гибельные условия жизни. С потрясающей точностью изображает эти страшные сцены Некрасов:

«Мы надрывались под зноем, под холодом,

С вечно согнутой спиной,

Жили в землянках, боролись с голодом,

Мерзли и мокли, болели цингой.

Гробили нас грамотеи-десятники,

Секло начальство, давила нужда…»

Несмотря на всю мрачность картины, она не оставляет чувства безнадежности, внушает читателю свою глубокую веру в светлое будущее:

«Да не робей за отчизну любезную…

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную –

Вынесет все, что господь им пошлет!

Вынесет все – и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе!»

В поэме «Рыцарь на час» (1860) выражена мысль о необходимости активного участия в общественном движении. «Каждой дела душа закипает», - восклицал Некрасов, имея в виду революционную борьбу:

«От ликующих, праздно болтающих,

Обагряющих руки в крови,

Уведи меня в стан погибающих

За великое дело любви!»

В каком бы лагере ни выступал Некрасов, о чем бы ни писал, он всегда предстает перед нами, как поэт-гражданин. Нет тем в его творчестве, которые не связаны были бы с мотивами гражданского долга, с раздумьями поэта о судьбах Родины. И его голос всегда исполнен горячих чувств, искренности, высокого эмоционального накала. Эти особенности некрасовской лирики отчетливо сказались в стихотворении «Элегия» (1874), которое поэт называл своим самым задушевным и любимым. В этом стихотворении раскрывается духовный облик положительного героя 60-70 годов.

Хотя элегией принято называть лирическое, интимное стихотворение, и называть элегией стихи, пронизанные революционным пафосом. И поэт не ошибался в названии своего произведения. Для него не существует грани между личными стремлениями и общественным делом. Когда Ф.М.Достоевский на похоронах Некрасова в своей надгробной речи сказал, что Некрасова как поэта можно поставить вслед за Пушкиным и Лермонтовым, из толпы раздались крики: «Выше! Выше!». И действительно, творчество поэта играет в нашей жизни большое значение. У него учились и учатся талантливейшие поэты нашей эпохи, - Д.Бедный, Лебедев-Кумач, Твардовский, Исаковский, Колас, Купала и др. На его произведениях воспиталось не одно поколение революционеров. Советские люди видят в нем поэта – гражданина и патриота, одного из тех деятелей прошлого, которые своим творческим трудом подготовили освобождение нашей Родины от эксплуататоров.