Базаров – новый герой литературы 50-60 годов 19 века.

Сочинение по произведению И.С.Тургенева «Отцы и дети».

В начале шестидесятых годов 19 века обостряется борьба революционной демократии против либералов. В это время появляется роман Тургенева «Отцы и дети». Злободневность романа заключается в том, что автор вывел в нем нового человека и показал непримиримую борьбу двух лагерей – «отцов» и «детей», фактически между либералами и революционером-демократом. В этом произведении виден кризис барина и мужика, общенациональная необходимость уничтожения крепостного права.

В центре романа образ нового типа человека – образ Базарова. Человек, который прошел суровую школу лишений и труда, прожил трудную жизнь. Евгений – представитель нашего молодого поколения. Ему чужд либерализм, ученик о так называемых политических свободах, когда «грубейшие суеверия» душат народ.

Базаров – сын бедного уездного лекаря. Мать его, Арина Васильевна, была настоящей дворянкой прежнего времени, верящей в сны, гадания, приметы. Родители обожали своего сына, которому с детства привили любовь к народу. Простые люди чувствовали, что Базаров «свой брат, не барин».

Портрет Евгения хорошо передает его нравственный облик. Руки у него большие и красные, привыкшие к труду. «Лицо его длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Ум Евгения Васильевича проявляется в его поступках, спорах и разговорах с братьями Кирсановыми.

Тургенев назвал своего героя «нигилистом». Базаров отрицает все то, что порождено «безобразным состоянием общества»: народную нищету, бесправие, семейный гнет. Разночинец и демократ, он отрицает весь помещичий уклад жизни, старую дворянскую культуру, идеалистическую философию, романтические представления о любви, как о «неземном» чувстве, хотя сам способен на глубокие чувства.

Интересно отношение Базарова к природе и искусству. Если Кирсанов говорит, что любит Россию за красоту природы, за экзотику национальных костюмов, то Евгений относится ко всему этому более прозаично и объективно. Базаров – враг отвлеченной науки. Он ратует за науку прикладную, за конкретные ремесла. На взгляды революционера-демократа во многом влияла эпоха. На природу он смотрит с той стороны, с какой она полезна человеку. Евгений говорит: «Природа – это не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Базаров является тружеником науки, он неутомим в своих экспериментах, всецело поглощен любимым делом.

Евгений Васильевич любит русский народ. Базаров убежден, что он сам – народ. Его речь проста и ясна. Остроумие, находчивость, великолепное знание народного языка и умение владеть им характеризует речь Евгения. Он говорит как коренной русский, как истинный демократ, выходец из гущи народной. Простые люди с любовью и уважением относятся к Евгению, он умеет завоевать их доверие и расположение.

В произведении Базаров резко противопоставлен Одинцовой и Кирсановым. Одинцова холодна и эгоистична. Она любит комфорт и дорожит им. Анна Сергеевна любит спокойную, размеренную жизнь, чего не скажешь о Базарове.

Братья Кирсановы принадлежат к поколению «Отцов». Рьяным представителем аристократов и либералом показан Павел Петрович Кирсанов. Ему чужды взгляды нажизнь молодого поколения. Он возненавидел Евгения за то, что последний перечеркивает всю прожитую жизнь либерала, его привычки и манеры.

В обществе Кирсановых Евгения считают новым человеком. О подобных говорят: «…таких не приходится мерять обыкновенным аршином». Когда Аркадий говори: «…он не на медицинском поприще достигнет известности», - можно понять, что Базаров стоит на пути развития революционном-демократического движения, где он станет знаменитым.

Выдающийся критик Д.И.Писарев в своей статье «Базаров» показал типичность образа Евгения, доказал, что это человек дела, человека, трезво смотрящий на жизнь, подлинный представитель разночинцев-демократов.

Однако Базаров одинок, потому что все люди, окружающие его, по своим знаниям Евгению «по колено». Писарев объясняет, почему Тургенев закончил свой роман смертью героя: «Автор видит, что Базарову некого любить, потому что вокруг него все мелко, плоско и дрябло, а сам он свеж, умен и крепок; автор видит это и в уме своем снимает со своего героя последний незаслуженный упрек. Изучив характер Базарова, вдумавшись в его элементы и условия развития, Тургенев видит, что для него нет ни деятельности, ни счастья».

Время Базаровых еще не пришло, но их победа неизбежна.

Для получения возможности скачивания файлов и добавления комментариев - войдите на сайт или зарегистрируйтесь.