Что такое «обломовщина»?

Сочинение по произведению Гончарова И.А. "Обломов".

Великий русский писатель Иван Александрович Гончаров явился продолжателем лучших традиций Пушкина и Гоголя. Писатель творчески воспринял пушкинские и гоголевские традиции и синтезировал их. Мотивы Пушкина чувствуются во многих образах Гончарова. Гоголь повлиял на художественную манеру Ивана Александровича. Но у последнего были характерные для него черты.

В историю русской литературы Гончаров вошел как один из зачинателей жанра социально-психологического романа, как мастер изумительных портретов, пейзажей, жанровых сцен, как знаток человеческого сердца вообще и женского в особенности.

Картины, написанные Гончаровым, поражают своей пластичностью, сочностью красок, тонкостью рисунка.

Замысел романа возник у Гончарова в 1847 году. Никто до него не показал так широко и глубоко сущность крепостничества, какое губительное влияние оказывали порядки того времени на жизнь, культуру, науку.

В Обломове писатель собрал качества человека, сложившиеся в условиях крепостнической действительности. Обломов не способен к труду. В романе показан путь Ильи Ильича к осознанию своей никчемности, а в конечном итоге – к распаду личности. Помимо этих проблем, Гончаров ставит вопросы о подлинной дружбе, любви, о настоящем счастье. В романе писатель хочет передать пробуждение общественной активности, которая предвещает новую жизнь. Это связано с образом Ольги Ильинской, человека высокой нравственной чистоты, душевных порывов.

В «не Обломова» писатель создал картину помещичьей жизни. Патриархальные нравы, натуральное хозяйство помещика, отсутствие каких-либо духовных интересов, покой и бездействие – вот что окружало Илью Ильича с детства, то, что оказало влияние на характер героя.

В романе существует сложная взаимосвязь рабства и барства. Воспитанный с детских лет, что жизнь – вечный праздник, Илья Ильич не имеет представления о труде.

Рабство Захара так переплетается с барством Обломова, что, кажется, нет ни малейшей возможности провести между ними границу. «Если Захар не захочет чего-либо делать, то Илья Ильич не сможет заставить его сделать, а чего захочет Захар, то сделает и против воли барина, и барин покорится», - говорил Добролюбов в своей критике.

С самого детства Илюша был окружен безграничной любовью и лаской родителей. «Мать осыпала его страстными поцелуями», смотрела «Жадными, заботливыми глазами, не мутны ли глазки, не болит ли что-нибудь».

Жизнь в деревне идет тихо и спокойно, даже природа здесь тихая и спокойная. И даже грозы не страшны, а благотворны. В том краю не бывает страшных бурь и разрушений, но спокойствие жителей может нарушить даже письмо, пришедшее извне. Сюда же ходит и поэзия деревенского уединения, и картины щедрого русского хлебосольства с исполинским пирогом, и гомерическое веселье, и красота крестьянских праздников под звуки балалайки.

Обломов хорош тем, что он не гонится за карьерой, его не моет соблазнить светская жизнь. «Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается? – обличает Обломов пустоту светской суеты Волкова. - … Да в десять мест в один день – несчастный!»

В жизни Обломов не видит того, что отвечает высшему назначению человека. Его «ничегонеделание» воспринимается в романе еще и как отрицание бюрократизма, светской суеты и буржуазного делячества.

В романе Обломов не один. Почти в каждом из героев романа есть частичка Обломова. «Нет, Обломовка, - говорил Добролюбов, есть наша прямая родина, ее владельцы – наше воспитание, ее триста Захаров – всегда готовы к нашим услугам. В каждом из нас сидит значительная часть Обломова, и еще рано писать нам надгробное слова…»

Если люди рассуждают о бесполезности тихого шага, жалуются на запутанность делопроизводства, то все эти люди – Обломовы.

Для получения возможности скачивания файлов и добавления комментариев - войдите на сайт или зарегистрируйтесь.