Россия Александра Блока
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые –
Как слезы первые любви!
А.Блок.
Однажды Александра Блока попросили прочитать стихи о России. Он ответил: Это все о России». В декабре месяце 1908 года Блок писал А.С.Станиславскому: «Теме России я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь… Недаром, может быть, только внешне, наивно внешне бессвязно произношу я имя: «Россия». Ведь здесь – жизнь, или смерть, счастье, или погибель».
Две темы в творчестве Александра Блока – лирическая и гражданская – сливаются у него в теме России. Блок развивает в своем творчестве лучшие традиции своих славных предшественников: А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, Н.А. Некрасова.
Но такого восприятия России не знала еще лирика XIX века. У Блока отношение к России и чувство Родины, присуще всем русским поэтам, становится чувством к России. А.С. Пушкин призывал посвятить России, Отечеству «души прекрасные порывы». Но Пушкин представлял себе ясно государство, которое подчиняло себе волю, стремление и желание частной личности, а порой и прямо уничтожающем ее. Это мы прослеживаем и в «Полтаве», и в «Медном всаднике», и в «капитанской дочке», и в «арапе Петра Великого». Намного ближе к Блоку тютчевское восприятие России:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить,
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
В этих тютчевских строках звучит незыблемая, несокрушимая вера в Россию. Лермонтов любил Россию «странною любовью», любил как бы на расстоянии. Его «странная любовь» мятежна и взращена на ненависти в России-государству.
А вот уже у Некрасова мы встречаемся с любовью-ненавистью к России, которая принимает незавершенную форму.
Такую любовь-ненависть Блок узнает не сразу. В начале его творческого пути цельность восприятия России противостоит двойственности его мироощущения, «двуликости души».
Идеальный образ России, лишенной временных, конкретно-исторических черт, стоит в одном ряду с таким образом, как Прекрасная Дама. Но если образ Прекрасной Дамы бесплотен, порой не осязаем, то блоковская Россия осязаемо-конкретна, а вместе с тем разнолика и таинственно-многозначна. Блок осознает нерасторжимость судеб своей и России: «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?» Не удивительно, что в его поэзии возникает идея любви-служения, любви болезненной и светлой одновременно. В стихотворении «Русь» он пишет:
Ты и во мне необычайна,
Твоей одежды не коснусь.
Дремлю – и за дремотой тайна,
И в тайне – ты почиешь, Русь.
Ранний поэт еще не обрел гармонии в сочетании любви и ненависти.
«И страсть и ненависть к отчизне» сольются у него позднее, когда он сможет воскликнуть, ничего не оправдывая, но понимая все:
Да и такой, моя Россия,
Ту всех краев дороже мне.
Россия раннего Блока словно изъята из исторической среды. Поэт сложно пытается уйти от действительности, раствориться в природе и слиться с нею, забыть обо всем, вслушиваясь в тишину, всматриваясь в «сеть речных излук», в «зачумленный сон воды». Лирическому герою Блока чудится светлое одиночество, тихая жизнь в скиту, как спасение от мирской суеты. В стихотворении «Я живу в отдаленном скиту…» есть строчки:
Я живу в отдаленном скиту
В дни, когда опадают листы.
Выхожу – и стою на мосту,
И смотрю на речные цветы.
Блок прошел большой путь, прежде чем смог сказать:
И все уж не мое, а наше,
И с миром утвердилась связь.
Важной вехой на творческом и жизненном пути у Блока был 1905 год. В стихах этого периода Блок подчеркивает, что «родина больна». Трагедия личного столкновения со «страшным миром» неразрешима от безысходного одиночества:
Живи еще хоть четверть века –
Все будет так. Исхода нет.
(«Ночь, улица, фонарь, аптека…»
Нет исхода и в цикле «Возмездие», где кажется тщетной даже мысль о противоборстве с судьбой, роком, где радость жизни меркнет перед простой Истиной: «Все умрут» («Ночь – как ночь, и улица пустынна…»).
Но, несмотря на сознание разлада между мечтой и действительностью, в лирике Блока все более ощутима причастность поэта своей стране. Поэт не мыслит своего отдельного от России счастья, благополучия, покоя. Уют, покой, бегство в искусство и даже любовь превращаются в нравственную пытку, потому что страдающий, скорбящий мир не дает забыть о себе. Зрелый Блок проявляет бескомпромиссность нравственного выбора:
Пускай зовут: Забудь поэт!
Вернись в красивые уюты!
Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой!
Уюта – нет! Покоя – нет!
(«Земное сердце стынет вновь»)
Россия в стихах Блока словно выплыла из «ЗЩачарованного сна». Образ ее обретал внутренний ритм и динамику. В его лирику вторгаются обличительные ноты, рождаются стихи, проникнутые интересом к народной судьбе:
В голодной и больной неволе
И день не в день, и год не в год.
Когда же всколосится поле,
Вздохнет униженный народ?
(«В голодной и больной неволе…»).
В творчестве Блока этого периода все отчетливее проступает мысль о назначении поэта, чувство ответственности за настоящее и будущее России, сознание долга перед нею. Поэт больше не сомневается, он утверждает:
Да, так диктует вдохновенье:
Моя свободная места.
Все льнет туда, где униженье,
Где грязь, и мрак, и нищета.
(«Да, так диктует вдохновенье…»)
Все, что совершалось в стране поэта, совершается и в душе поэта. Лирический герой блоковского цикла «Родина» соединяет три временных пласта, каждый из которых проходит через сознание поэта. В цикле «На поле Куликовом» нет чувства победы, есть только вера в нее. Это реквием тем, кто погиб и еще погибнет.
, отстаивая свободу и независимость России. В стихотворении встречаем постоянные, настойчивые повторения одинаковых глаголов: «Летит, Летит степная кобылица…», «Идут, идут испуганные тучи…» Все это придает стихотворению динамичность. Ведь «степная кобылица» не только «летит», но и «мнет ковыль» на своем пути. А путь этот кажется бесконечным потому, что «Мелькают версты, кручи…» И становится как-то особенно ясно, что за ними несутся годы и столетия. Погибают одни и рождаются другие. Остается же вечное и неизменное – Россия, тот образ ее, которые создан в первом стихотворении цикла:
Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.
Стихотворение «Россия» Блок поместил сразу же вслед за циклом «На поле Куликовом», сделав тем самым переход от исторической темы к вневременной от частных черт, к символически обобщенным:
Опять как годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы расписные,
В расхлябанные колеи…
Это стихотворение напоминает нам некрасовское изображение России:
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка – Русь!
Блоковская Россия наделена «вечными чертами», которые ей присущи постоянно. Их не могут уничтожить ни мертвящее иго, ни иные беды, уже минувшие и еще ждущие ее впереди:
А ты все та же – лес, да поле,
Да плат узорный до бровей…
(«Россия»).
У Блока чувство к России, ее восприятие менялись, но любовь к ней он пронес через всю свою жизнь.
Она спасала его в страшные годы, когда иссякали надежда и вера в будущее, спасала от внутреннего мрака и отчаяния, освещала ему дорогу и побуждала выполнить долг поэта.
В одном из самых трагических своих стихотворений «Последнее напутствие» (1914 г.) поэт говорит о том единственном, что выводит из «постылого круга бытия» и проливает в душу мир и покой. Это «единственное – Россия»:
…еще леса, поляны,
И поселки, и шоссе,
Наша русская дорога,
Наши русские туманы,
Наши шелесты в овсе.
Революцию 17-го года Блок встретил восторженно. «Переделать все, - писал он. – Устроить так, чтобы все стало новым; чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью». Блок заявил, что в России осуществилось то, о чем мечтали лучшие умы человечества. В день окончания поэмы «Двенадцать», 29 января 1912 года, он запишет в своем дневнике: «Сегодня я – гений». Этим он подчеркнет значение своего произведения. К поэме «Двенадцать» примыкает и второе произведение этих дней «Скифы». Пафос «Скифов» - в требовании мира. В нем Блок подчеркивает, что Россия – это страна, усвоившая все лучшее из мировой культуры и сама обогатившая ее:
Мы любим все – и жар холодных числ,
И дар божественных видений,
Нам внятно все – и острый галльский смысл
И сумрачный германский гений…
Произведения Блока вошли в золотой фонд русской и мировой поэзии. Поэзия Блока близка и понятна мне своей высокой романтикой, глубокой связью с действительностью. Стихи поэта возбуждают страстную любовь к моей многострадальной России и ненависть к ее врагам. Его стихи зовут к постоянному движению вперед. «И вечный бой! Покой на только сниться…» - эти слова Блока, действительно, внушают мне уверенность в лучшую судьбу России и дают силы поддерживать в себе эту веру.