«Гроза» Островского

«Эх, Варя, не знаешь ты моего характера! Уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь».

(А.Н. Островский «Гроза»)

План

  1. Основной замысел «Грозы» Островского в оценке Добролюбова.
  2. Поэтическая натура Катерины.
  3. «Под тяжелой рукой бездушной Кабанихи».
  4. Екатерина страстно рвется к свободе.
  5. Гибель Катерины – страшный вызов «Темному царству».

Незадолго до появления пьесы «Гроза Добролюбов выступил со статьями, в которых дал оценку творчеству Островского, изобличавшему царское самодержавие. Статья «Луч в темном царстве» появилась в 1869 году. Ее главная мысль заключалась в том, что «Гроза» в высшей степени правдиво отразила самые существенные страны предреформенной эпохи: непререкаемую власть самодурства, возникновение протеста, пробуждение личности. При этом Островский показал, что «Темное царство» начинает расшатываться, и сами самодуры уже проявляют признаки недовольства и страха перед непонятными им явлениями нового в жизни.

На фоне самодурства Островский показал характер русской женщины, которая своим протестом предвещала наступление конца «Темного царства». Добролюбов назвал Екатерину характером народным, национальным, «светлым лучом в темном царстве», имея в виду яркое выражение в ней непосредственного протеста, освободительных стремлений народных масс.

В образе Катерины Островский показал русскую женщину, борющуюся за право на жизнь, за проявление своих человеческих чувств, за свободу. Знакомясь с Катериной, мы поражаемся своеобразности этого характера.

Катерина умная женщина, с богатым воображением. Обстановка, в которой она жила, формировала ее характер, развивала в ней чувство красоты, влечение к воле, к свободе, честность, искренность.

Катерина религиозна. Она любит ходить в церковь. Но не образы занимают ее в церкви: она совсем не слышит, что поют и читают; в душе у нее совсем другие песни. Ее занимают деревья, странно нарисованные на иконах, и она воображает себе целую страну садов и деревьев.

Такая чистая, мечтательная Катерина выходит замуж и попадает в семью совершенно не похожую на ее прежнюю. Попав в дом Кабановых, где господствует деспотизм и произвол старой Кабанихи, Катерина начинает вянуть: «Безрадостно тянулись ее дни в доме», где все держится на обмане и лицемерии, ведь Катерина обманывать и скрывать ничего не умела». После привычной воли ласки родительского дома ей стало невыносимо душно в кабановской семье. Подавленная в своих стремлениях, находящаяся все время под опекой свекрови, она еще сильнее полюбила утраченную свободу.

Крепки запоры в доме Кабанихи, велики предрассудки старины, тянется человек к воле, к выражению своих естественных желаний и вопреки всему, ломая преграды, рвется к воле. «Стремление Катерины к воле», как писал Н.А. Добролюбов – это «из глубины всего организма возникающие требования, права и простота жизни». Выражая эти требования, Катерина говорит Варваре: «Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть режь меня!» Видя в этих словах проявление протеста, Добролюбов восклицал: «Вот истинная сила характера, на которую во всяком случае можно положиться; вот высота, до которой доходит наша народная жизнь, но до которой в литературе нашей умели подняться весьма немногие, и никто не умел не ней так хорошо держаться, как Островский».

Борис был не в состоянии вырвать Екатерину из «Темного царства» Кабановых. И Катерине пришлось самой решать свою судьбу. Она страстно хотела жить, до последней минуты у нее была надежда на спасение, но и та скоро пропала. У Катерины не оставалось никакого выхода, кроме самоубийства.

Жить, значило для нее – смириться с деспотизмом, загубить все свои чувства, стать послушной рабой Кабанихи. В таких условиях жизнь стала бы физической пыткой, остаться жить – значило для Катерины отказаться от человеческого достоинства, подчиниться произволу и гнету «Темного царства. Смириться и покориться она не захотела. Она уже поняла, пусть не умом, а чувством, испытавшим свободу, что так, как она жила до сих пор, только она уже не сможет жить: «Опять жить? – рассуждает она сама с собой, - нет, нет, не надо… Не хорошо…» Катерина страстно рвалась к свободе, к свету. Она не хотела принести себя в жертву «Темному царству». И не смиряясь перед ним, а протестуя, она уходит из жизни. Своей смертью она возвещала приход новых порядков, победу нравственно-бытовых принципов. В этом и сказалась та большая жизненная правда, которую Островский выразил в образе Катерины. В самоубийстве Катерины критик сумел оценить не пассивную форму протеста, не робость перед жизнью, а огромную яркую, дерзающую и бунтующую силу, выступившую в защиту прав человеческих на естественные чувства и стремления».

Для получения возможности скачивания файлов и добавления комментариев - войдите на сайт или зарегистрируйтесь.