Проблема счастья в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»

К концу 60-х годов Некрасов начинает тяготеть к жанру лиро-эпической поэмы, которая занимает все большее место в его творчестве. В 1869 г. В «Отечественных записках» были напечатаны три главы из первой части поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Некрасов работал над ней почти тринадцать лет, начиная с 1863 г. И «Пролог» был опубликован еще в «Современнике» в 1866 г.

Поэма, принадлежащая к числу величайших произведений русской литературы, как бы подводила итог многолетним наблюдениям и раздумьям автора о жизни русского народа, его исторических судьбах, о его настоящем и будущем. Это одно из самых оригинальных и совершенных творений Некрасова, в котором особенно ярко сказалась сила его как поэта – новатора, смело вводившего в литературу новые темы и политические жанры. «Кому на Руси жить хорошо» - подлинная энциклопедия народной жизни того времени, поражающая глубиной общественного содержания, правдивостью и разнообразием изображенных характеров. Уже первые строки поэмы рисовали безотрадную жизнь недавно «освобожденных» крестьян: семь мужиков странствуют по свету (Руси) в поисках счастливого человека. Сами они жители

Подтянутой губернии,

Уезда Терпигорева,

Постопорожней волости,

Из смежных деревень –

Заплатова, Дырявина,

Разутова, Злобишина,

Горелова, Неелова,

Неурожайка тож…»

Самый сюжет поэмы позволяет Некрасову нарисовать всеобъемлющий образ России. Мы встречаем здесь огромное количество людей, характеров, событий. И с кем бы их трудовых людей не встретились крестьяне-герои поэмы, их всякий раз ждут рассказы о горестях, тяжких заботах и страданиях:

«Работаешь один,

А чуть работа кончена,

Гляди, стоят три дольщика:

Бог, царь и господин!»

В этой четкой формулировке поэт показывает, что «три дольщика» по-прежнему остаются заклятыми врагами русского крестьянства. Отсюда и родился незабываемый некрасовский образ мужика-пахаря:

«Грудь впалая; как вдавленный

Живот; у глаз, у рта

Излучины, как трещины

На высохшей земле:

И сам на землю-матушку

Похож он: шея бурая,

Как пласт, сохой отрезанный,

Кирпичное лицо,

Рука – кора древесная,

А волосы – песок».

И народ выдвигает из своей среду людей, которые готовы идти не пассивным путем «холопа примерного – Якова верного», а путем борьбы.

Велики душевная красота и стойкость крестьянки Матрены Тимофеевны. Богатырем предстает в поэме столетний Савелий, сосланный на каторгу за участие в расправе крестьян с жестоким управителем; вернувшись с каторги, он сохраняет мужество, уверенность в своей правоте.

Другой герой поэмы, Крамел Гирик (?), попадает в острог за участие в крестьянском бунте. И, наконец, Григорий Добросклоной – это сознательный революционер-шестидесятник, выходящий на открытую борьбу.

«Немало Русь уж выслала

Сынов своих, отмеченных

Печатью дара божьего,

На честные пути,

Не мало их оплакала…»

Нелегкий путь избран Григорием, которому судьба готовила «имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь». Но высшее счастье для него – грядущая победа народного дела, которому он отдает и силы и жизнь. Здесь надо искать ответа на вопрос поэмы. По мысли Некрасова тому на Руси «жить хорошо», кто встает в ряды борцов за свободу. Путь Гриши – типичный путь революционера-демократа: голодное детство, семинария. И все же поэт рисует образ Григория в радостных и светлых тонах. Ибо Гриша обрел истинное счастье, и счастлива должна быть страна, народ которой благословляет на бой «такого посланца». Н. увидел новые силы, которые могут дать счастье народу. Если бы крестьяне встретились с Г.Д., они бы кончили свое путешествие.

Вывод: только в борьбе за «счастье народное» можно обрести свое личное счастье.

Так понимали жизнь люди страны, так понимал ее Некрасов.

Для получения возможности скачивания файлов и добавления комментариев - войдите на сайт или зарегистрируйтесь.