Печать
Категория: Сочинения
Просмотров: 2636

Пьеса «На дне»

Сочинение по произведению М.Горького "На дне" о его главных героях.

Пьеса «На дне» - обвинительный акт капиталистическому обществу, которое выбрасывает людей на дно жизни, унижая и лишая их чести и достоинства. Ночлежка Костылевых напоминает тюрьму, попавшие в подвал принадлежат к различным слоям общества, но участь у всех одна, они отщепенцы общества. Настоящее ночлежников ужасно, будущего нет. Для большинства из них все лучшее в прошлом. Много в ночлежке горят о лжи, о правде, придавая этим разговорам обобщённый характер.

В пьесе «На дне» особо Горький выделил две фигуры: Луку и Сатина. Они в основном ведут спор о человеке. Который перерастает в спор о двух видах гуманизма. Беспаспортный Лука, которого много мяли в жизни, пришел к выводу, что человек достоин жалости, и щедро одаряет ею ночлежников. Он выступает как утешитель, желающий ободрить человека или не примирить его с безрадостным существованием. Умирающей Анне Лука советует не бояться смерти: она ведь несет покой, которого вечно голодная Анна никогда не знала. Спившемуся Актеру Лука внушает надежду на излечение в бесплатной лечебнице для ночлежников, хотя знает, что такой лечебницы нет.

Ваське Пеплу говорит о возможности начать новую жизнь вместе с Наташей в Сибири. Все это утешительная ложь, которая на время лишь может успокоить человека, приглушить тяжелую реальность. Поясняя свое отношение к героям «На дне» Горький не раз утверждал, что Лука – жулик, обманщик, но эти высказывания не следует воспринимать в буквальном смысле.

Ложь не приносит Луке никаких выгод. В его речах содержится немало убедительных суждений. Так, он говорит: «Кто крепко хочет – тот найдет», «Человек должен себя уважать», «Люди живут для лучшего». Лука для многих был как мякиш для беззубых (Сатин) или как пластырь для нарывов (Барон).

Суждение о Луке как обманщике связано с горьковским пониманием мнимого и истинного гуманизма. Подлинный гуманизм утверждает высокое назначение человека и активно выступает в защиту его жизненных прав. Ему противопоставлен гуманизм сострадательный, который призывает жалеть человека, но не борется за изменение его судьбы. Луке с его утешительными речами противостоит Сатин, который понимает, что Лука лгал не из корысти, а из жалости. Сатин провозглашает новое отношение к человеку.

Утешительная ложь названа им религией «рабов и хозяев». Он убежден в том, что следует не примирять человека с действительностью, а заставлять саму действительность служить человеку. Именно таков высокий смысл слов Сатина: «Человек – вот правда! Все в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное – дело его рук и мозга! Человек – это великолепно! Это звучит гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека, не жалеть, не унижать его жалостью».