Печать
Категория: Сочинения
Просмотров: 2533

Формирование народного сознания в романе М.А. Шолохова «Поднятая целина»

«Нужно помнить о бескорыстном и верном служении идее. Коммунизм – это последовательное бескорыстие не на словах, а на деле. Каждый должен следить за этим». М.А. Шолохов.

В основу романа положены исторические события 30-х годов, участником которых был сам автор. Роман отображает события, которые происходили на Дону в разгар коллективизации. Здесь показана жизнь народа в переломное время, когда рушился старый порядок, основанный на власти собственности и единоличном хозяйстве, и складывались новые начала коллективного хозяйствования крестьян. Происходил сложный и мучительный процесс ломки привычного уклада.

Хутор живет тревожными ожиданиями. Этим настроением проникнуты первые страницы романа. Как только Давыдов отвечает на вопрос любопытствующего деда Щукаря, что приехал «насчет колхозов», тот немедленно повернул от крыльца. В жизнь хутора вторглось что-то новое, незнакомое: «Жизнь в Гремячем Логу стала на дыбы, как норовистый конь пред трудным препятствием».

В Гремячем Логу каждый по-своему выражал отношение к организации колхоза, понимал, что наступают серьезные перемены.

Любишкин, бывший красный партизан, встречает весть о создании колхозов с радостью, так как уже давно понял, что если жить по-старому, из нищеты да кабалы не выбиться. На первом же Гремячевском собрании, он занимает позиции Давыдова: «Чего ты, чудак, нас за Советскую власть агитируешь? Мы ее в войну сами на ноги тут становили, сами и подпирали плечом, чтоб не хитнулась. Мы знаем, что такое колхоз, и пойдем в него».

Хозяйственный Кондрат Майданников неспешно все сначала взвесил, прежде чем прийти к решению о вступлении в колхоз. В своей речи на собрании он рассуждает: «Можно мне так дальше жить? Какое ж вы, вашу матушку, имеет право меня от колхоза отговаривать, отписывать? Неужели мне там хуже этого будет? Брешете! И всем вам так, какие из середняков».

По-иному к становлению колхоза в Гремячес Логу относился Яков Лукич Островков, этот по определению председатель сельсовета Разметнова «культурный хозяин», с лютой ненавистью поверяет бывшему белому офицеру Половцеву: «Конец приходит нашей жизни. Наживал, пригоршни мозолей да горб нажил, а теперь добро отдай все в обчий котел, и скотинку, и птицу, и дом, стало быть?»

Краснознаменец Нагульнов взволнованно признается Давыдову: «это – дюже верная мысля: всех собрать в колхоз. Это будет прелесть, а не жизня! Но казаки – народ закостенелый я вам скажу, и его придется ломать…»

М.А.Шолохов изображает коллективизацию как всенародное движение, как процесс обновления жизни. И большую роль в этом обновлении сыграла коммунистическая партия, ее добровольные помощники, двадцатипятитысячники.

В рассказе о делах и днях двадцатипятитысячника Семена Давыдова очень важны моменты постепенного постижения им души хутора, казачьей психологии – путаной и коварной.

Давыдов ли, балтийский моряк и пулеметчик в гражданскую, путиловский рабочий, не знал народа! Человеку городскому, питерцу, предстояло стать частью этого степного народа – работящего, самолюбивого, остроязыкого.

Под грузом первых впечатлений о Гремячем, нахлынувших проблем и вопросов, Давыдов мечется, «как зафлаженный волк», пытается «вырваться из круга связанных с колхозом мыслей». Хуторяне представляются ему пока что нерасчлененной массой; пробираясь сквозь толпу, Давыдов слышит, как она «пахуче дышала подсолнечным маслом семечек, луком, махрой, пшеничной отрыжкой… Густой пчелиный гул стоял в школе, да и сами люди шевелились черным кипящим клубом, похожим на отроившийся пчелиный рой…».

Поначалу ничего особенного, все понятно: казаков растревожил кем-то пущенный вздорный слух, будто семенной хлеб, собранный у казаков намереваются вывозить за границу; хуторские женщины, как самые подверженные панике, подняли бучу, стали требовать у Давыдова ключи от семенных амбаров, стали за руки хватать. А он с шутками отмахивается от них, слабо отбивается.

Но чем дальше, тем все более дикий оборот принимает ситуация: своими крепкими кулаками молодуха, что есть мочи бьет по спине; какая-то старуха, все норовит попасть либо в переносицу, либо в висок. «Он уже не шутил, а все чаще спотыкался на ровном, все чаще хватался за голову и, бледнея, глухо просил: - Хватит! Убьете ведь. По голове не надо...». И когда уже вовсе не стало мочи, - тогда он вдруг остановился, словно пораженный внезапным открытием, сказал, поводя по сторонам «странно посветлевшими глазами: - За вас же, сволочей! Для вас же делаем!.. И вы меня же убиваете... Ах, сво-ло-чи!».

С самого начала непредвиденно сложной оказалась классовая борьба в Гремячем. Реальный образ «темного хутора» еще долго будет витать над Давыдовым, испытывая его то загадочным в своей бессмысленности убийством Хопровых, то случаем с «заготовителями», которых не просто перестреляли, но и бесчеловечно истязали. Но в конце концов Давыдов увидел в окружающей казачьей действительности куда больше, чем загадки «темного хутора», в душе преодолел растерянность первых дней.

Шолохов проявляет особо активный интерес к таким фактам народной жизни и психологии казаков, которые предвещают успешное осуществление социалистических преобразований. Колхоз был только организован, а уже добросовестная работа кузнеца Ипполита Шалого поощряется премией. Сам факт премирования, вызывает среди колхозников горячее одобрение. Когда бригаду Любишкина упрекнули в вялой работе на пахоте и Давыдову пришлось своим примеров доказать возможность выполнения установленных норм, Антип Грач, которые тоже коснулись упреки, с достоинством и легкой обидой заметил: «Наша порода в работе не из последних».

Писатель стремится раскрыть духовное богатство простого человека труда, красоту его нравственного мира, скрытые подчас за внешней скованностью жестов, грубоватостью языка. Таковы в романе Кондрат Майданников и Любишкин, Ипполит Шалый и Антип Грач, Иван Аржаков и Устип Рыкалин.

Книга Михаила Шолохова о том, что новая, коллективная жизнь утвердилась прочно и никому не сбить эту жизнь с верной дороги. Перед нами не просто множество незаурядных, самобытных характеров – жителей Гремячего Лога, а людей общей судьбы, единой семьи. История творится новыми людьми и для людей. Для автора «Поднятая целина», как и партийных вожаков Давыдова, Нагульнова, Разметнова, нет безликой массы, в которой бы меркли характеры. Гремяченских колхоз - коллектив личностей, истинных тружеников земли, равноправных хозяев распаханной целины.

Понять душу человека из народа, рассказать о ее богатстве, истоках радости и муки, жажде социальной справедливости – поистине заветная цель шолоховского творчества. Высокий гуманизм писателя своеобразно воплотился в его психологическом мастерстве. «Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше», - говорит автор «Поднятой целины».