Катерина – луч света в темном царстве.

План.

  1. Освобождение женщины от семейного рабства – один из злободневных вопросов конца 50-х годов 19 века.
  2. Катерина – «луч света в темном царстве».
    1. Место образа Катерины среди образов драмы.
    2. Жизнь Катерины в родительском доме, ее мечтательность.
    3. Условия жизни Катерины после замужества. Катерина в доме Кабановых.
    4. Желание любви и преданности.
    5. Сила любви Катерины.
    6. Честность и решительность
    7. Добролюбов о характере Катерины.
    8. Самоубийство – протест против темного царства
  3. Добролюбов об идейном смысле образа Катерины

Самый сильный протест бывает тот, который поднимается наконец из груди самых слабых и терпеливых – это уже значит, что близок конец «Темного царства».

Эпиграф: «Характер Катерины, как он исполнен в «Грозе», - составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и всей нашей литературы» . Н.А.Добролюбов.

В своих произведениях Островский раскрывает темы освобождения женщины от семейного рабства – это один из злободневных вопросов 50-х годов 19 века. Женщина 50-х годов, вследствие векового угнетения, бессильна перед самодурством и является жертвой «темного царства».

«Гроза» Островского

«Эх, Варя, не знаешь ты моего характера! Уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь».

(А.Н. Островский «Гроза»)

План

  1. Основной замысел «Грозы» Островского в оценке Добролюбова.
  2. Поэтическая натура Катерины.
  3. «Под тяжелой рукой бездушной Кабанихи».
  4. Екатерина страстно рвется к свободе.
  5. Гибель Катерины – страшный вызов «Темному царству».

Незадолго до появления пьесы «Гроза Добролюбов выступил со статьями, в которых дал оценку творчеству Островского, изобличавшему царское самодержавие. Статья «Луч в темном царстве» появилась в 1869 году. Ее главная мысль заключалась в том, что «Гроза» в высшей степени правдиво отразила самые существенные страны предреформенной эпохи: непререкаемую власть самодурства, возникновение протеста, пробуждение личности. При этом Островский показал, что «Темное царство» начинает расшатываться, и сами самодуры уже проявляют признаки недовольства и страха перед непонятными им явлениями нового в жизни.

Россия Александра Блока

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые –

Как слезы первые любви!

А.Блок.

Однажды Александра Блока попросили прочитать стихи о России. Он ответил: Это все о России». В декабре месяце 1908 года Блок писал А.С.Станиславскому: «Теме России я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь… Недаром, может быть, только внешне, наивно внешне бессвязно произношу я имя: «Россия». Ведь здесь – жизнь, или смерть, счастье, или погибель».

Две темы в творчестве Александра Блока – лирическая и гражданская – сливаются у него в теме России. Блок развивает в своем творчестве лучшие традиции своих славных предшественников: А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, Н.А. Некрасова.

М.Горький в истории русской и мировой литературы

М.Горький в истории русской и мировой литературы являлся основоположником социалистического реализма. Особенно черты социалистического реализма ярко проявились в романе «Мать» и пьесе «Враги».

Они явились первыми произведениями социального реализма. Изменился взгляд на роль народа в историческом процессе. Народ стал активным деятелем истории и как основная сила в революционной борьбе с угнетателями. Горький в своем творчестве стремился показать, как человек сопротивлялся житейским обстоятельствам, как выражает протест против социального гнета и несправедливости.

Обличение «хозяев жизни» в пьесе Островского "Гроза".

Действие драмы «Гроза» происходит в провинциальном городе Калинове, расположенном на берегу Волги. На фоне этого мирного, полного красоты и спокойствия пейзажа безмятежно и ровно, казалось бы, должна была протекать жизнь обитателей города Калинова. Но спокойствие, которым дышит жизнь калиновцев, - это только видимое, обманчивое спокойствие. За внешним спокойствием здесь кроются суровые, трагичные нравы. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» - говорит Кулигин.

В пьесе одна группа действующих лиц олицетворяет «хозяев жизни». Это Дикой и Кабаниха.