Дипломная работа

Формирование экологической культуры школьника

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ         3

ГЛАВА 1. Экологическая культура: основные подходы и принципы исследования этого феномена в современной научной литературе             7

1.1.        Проблема формирования экологической культуры     7

1.2.        Феномен экологической культуры. Понятие, компоненты       17

1.3.        Пути формирования экологической культуры37

1.4.        Содержание экологического образования      53

Глава 2. Методика формирования экологической культуры в образовательной области «Технология»   65

2.1.        Возможности трудового обучения для формирования экологической культуры учащихся           65

2.2. Изучение отдельных курсов технологии и возможностей внедрения компонентов экологического обучения          72

2.3. Методические рекомендации по формированию экологической культуры школьников83

2.4. Анализ учебника. Методические разработки уроков         85

ЗАКЛЮЧЕНИЕ   90

Литература        92

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. В большей мере это происходит потому, что школа всегда очень мало уделяла внимания нравственному и экологическому воспитанию учащихся. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе.

Важную роль в формировании экологической культуры могут сыграть школьные мастерские, которые являются учреждением начального профессионального образования, в рамках которого осуществляется трудовая подготовка школьников. Во-первых, политехнический характер базового компонента образования в условиях школьных мастерских направлен на ознакомление школьников с основами современного производства, используя новейшие достижении науки и техники и нацелен на освоение учащимися трудовых приемов и операций, формирование умений и опыта самостоятельного и коллективного творческого труда, связанного с созданием материальных ценностей. Во-вторых, специфика организации и содержания образовательного процесса в школьных мастерских позволяет осуществлять формирование экологической культуры на междисциплинарной основе путем интеграции в различные учебные дисциплины, каждая из которых раскрывает соответствующий аспект экологических проблем, или через создание специальных учебных предметов.

Проблема формирования экологической культуры школьников занимает важное место в педагогике и требует всестороннего рассмотрения и глубокого изучения не только на теоретическом уровне, но и на уровне организации практической работы с детьми. Феномен экологической культуры рассматривают Н.Н.Вересов, Л.И.Грехова, Н.С.Дежникова, А.П.Сидельковский, И.Т.Суравегина и другие исследователи. Я.И.Габаев, А.Н.Захлебный, И.Д.Зверев, Б.Г.Иоганзен, Е.Е.Письменная, И.Т.Суравегина и другие разработали принципы экологического образования средней школы. Н.Н.Вересов С.А.Дерябо, В.А.Ясвин в своих исследованиях рассматривают психологические аспекты формирования экологической культуры. В психолого-педагогических исследованиях Л.И.Божович, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна показано, что только человек, который осознал себя частью Вселенной, психологически готов к экологически целесообразной антропогенной деятельности.

Однако, несмотря на активное внимание науки к проблеме формирования экологической культуры школьников, следует отметить, что применительно к условиям школьных мастерских она рассматривается недостаточно, а потенциал такого учебного заведения в указанной работе практически не учитывается. Анализ научно-педагогической литературы по проблеме формирования экологической культуры школьников, а также изучение реального состояния экологического образования в условиях учебно-производственного комбината позволяют выделить ряд противоречий, требующих своего разрешения:

- между общественной потребностью в формировании экологической культуры и недостаточной разработанностью условий и технологий ее формирования;

- между объективным наличием воспитательного потенциала в условиях школы, способствующего позитивному решению проблемы формирования экологической культуры школьников и отсутствием научно разработанных технологий реализации этого потенциала;

- между потребностью в изменении подходов и технологий формирования экологической культуры в условиях МУК и готовностью педагогов к их использованию в своей работе.

В этой связи возникает проблема: каковы оптимальные организационные и содержательные условия формирования экологической культуры в школьных мастерских? Указанная проблема обусловила выбор темы настоящего исследования.

Все сказанное определило выбор темы исследования: формирование экологической культуры школьников при обучении их технологии.

Цель работы: изучить возможности и условия формирования экологической культуры школьников в условиях школьных мастерских.

Объект исследования: экологическая культура школьников, обучающихся в школьных мастерских.

Предмет исследования: процесс формирования экологической культуры школьников в условиях школьных мастерских.

Гипотеза исследования: формирование экологической культуры школьников в учебных мастерских будет осуществляться более эффективно, если:

- содержание и организация деятельности школьных мастерских направлены на формирование экологической культуры путем ее интеграции в воспитательно-образовательный процесс; процесс формирования экологической культуры школьников проходит в трудовой деятельности преобразовательного характера, ориентированной на создание новых и эксплуатацию уже имеющихся материальных ценностей;

- педагогами активно используются нетрадиционные формы и методы обучения (ролевые игры, эксперименты, профессиональные пробы, работы в условиях реального производства товаров и услуг и др.) при учете таких педагогических принципов, как многопрофильность, многоуровневость, непрерывность, дифференциация, личная ориентация, свобода выбора;

- в целенаправленный процесс формирования экологической культуры в условиях МУК активно включаются семьи учащихся.

В соответствии с темой, целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи:

1.           Проанализировать современное состояние проблемы формирования экологической культуры в педагогической теории и практике деятельности учебно-производственного комбината.

2.           Выявить образовательные и воспитательные возможности учебно-производственного комбината в формировании экологической культуры школьников.

3.           Определить и научно обосновать оптимальные организационные и содержательные условия формирования экологической культуры учащихся в учебно-производственном комбинате.

Методологическую основу исследования составили общенаучные принципы всеобщей связи и развития, объективности, системности, научности; философские и психологические представления о формировании компонентов культуры как процессе, осуществляемом в совместной деятельности и общении; современные концепции экологического образования, определяющие его содержание, организационные формы и методы образовательного процесса; идеи педагогической интеграции, гуманизации образования и управления образовательными системами.

Теоретической основой исследования являются: фундаментальные труды, направленные на решение проблем развития образовательных систем Л.И.Божович, В.Н.Гуров, А.В.Мудрик, Ю.Л.Хотунцев и др.); современные исследования в области экологического образования (Л.П.Буева, Я.И.Габаев, А.Н.Захлебный, И.Д.Зверев, Б.Г.Иоганзен, Е.Е.Письменная, И.Т.Суравегина и др.); положения о сущности экологической культуры, ее ведущих признаках и путях формирования, которые раскрываются в трудах ученых-педагогов И.Д.Зверева, А.Н.Захлебного, И.Т.Суравегиной, А.П.Сидельковского, Б.Г.Иоганзен, Н.Н.Моисеева и др.

Для достижения цели и решения поставленных задач использовался комплекс методов: теоретические методы: теоретический анализ и синтез (моделирование, ретроспективный, сравнительно-сопоставительный); обобщение опыта; эмпирические методы: наблюдение (прямое, косвенное, самонаблюдение).

Скачать диплом:

Данный текст доступен только для авторизованных пользователей сайта

Скачать презентацию к диплому:

Данный текст доступен только для авторизованных пользователей сайта

Для получения возможности скачивания файлов и добавления комментариев - войдите на сайт или зарегистрируйтесь.