Дипломная работа

Эколого-валеологический компонент в образовательной области технологии

Оглавление

Введение           3

ГЛАВА I. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ И СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ               9

1.1.        Представление о здоровьесберегающих образовательных технологиях         9

1.2.        Принципы и технологии здоровьесберегающей педагогики   17

1.3.        Факторы, негативно влияющие на здоровье детей школьного возраста.        33

Глава 2. ЭКОЛОГО-ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ               41

2.1. Здоровьесберегающее образовательное пространство школы    41

2.2. Показатели рациональной организации учебного процесса         56

2.3. Методические рекомендации для использования здоровьесберегающих технологий на уроках технологии в средних классах общеобразовательной школы68

Заключение      81

Литература        83

Приложение 1.Санитарно-гигиенические требования к кабинетам и мастерским образовательной области "Технология"           88

Приложение 2. Инструкции по охране труда в кабинетах технологии               98

Введение

Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей, молодёжи в сложных современных условиях развития России исключительно значима и актуальна, поскольку связана напрямую с проблемой безопасности и независимости. За последние годы в России произошло значительное качественное ухудшение здоровья школьников. По данным исследований, лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, 40% имеют различную хроническую патологию. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний.

За период обучения в школе число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата увеличивается в 1,5 – 2 раза, нервными болезнями – в 2 раза, с аллергическими болезнями – в 3 раза, с близорукостью – в 5 раз. Ввиду ухудшения состояния здоровья современных детей и подростков увеличилась заболеваемость по всем классам, ухудшилось физическое развитие школьников (Кучма В.Р. 2001,2002, 2004, Макарова А.Ю. 2001, Степанова М.И. 2003 и др.), общество лишено поколения абсолютно здоровой молодежи, что логично объясняет здоровьесберегающую направленность модернизации образования, с необходимостью взаимодействия медиков, педагогов и психологов в этом процессе.

Особенно неблагоприятная ситуация со здоровьем учащихся отмечается в школах нового типа (гимназии, колледжи, лицеи, школы с углубленным изучением предметов и др.), учебный процесс в которых характеризуется повышенной интенсивностью. К концу года у гимназистов в 2 раза увеличивается частота гипертонических реакций, а общее число неблагоприятных изменений артериального давления достигает 90%, появления повышенной невротизации отмечается у 55% - 83% учащихся школ нового типа.

Заметно возросла заболеваемость подростков: по результатам профилактических осмотров различные заболевания регистрируются у 94,5% подростков. Распространённость заболеваний, ограничивающих выбор профессий, достигает 3%. Общая заболеваемость детей до 14 лет за последние 5 лет возросла почти на 10%.

Современная массовая школа не обеспечивает компенсацию типичного для современных детей состояния физиологической и психологической незрелости.

В работе школы необходимо констатировать наличие следующей ведущей проблемы: противоречия между потребностью учащихся и их семей, требованиями государства в сохранении и укреплении здоровья обучающихся в школе и отрицательной динамикой физического состояния детей. А.А. Дмитриев (1997) указывает на уникальный парадокс: с одной стороны, школа может оказать существенное влияние на образ жизни ученика и способствовать его оздоровлению в процессе обучения, с другой стороны, здоровых детей в школе крайне мало. Следовательно, обучение и воспитание ребенка должны приобрести здоровьесберегающий и оздоровительный характер. Но ни школьная мебель, ни учебники, ни тетради, ни школьная экология, ни даже школьная физическая культура не несут того потенциала оздоровления, который помог бы школьнику быть здоровым.

Имеется противоречие между существующей организацией обучения на уроке, наносящей ущерб здоровью детей, и необходимостью реализации учителем эколого-валеологического подхода, чтобы обеспечить сохранение и укрепление здоровья учащихся (Шамова Т.И., Давыденко Т.М., 2001).

Учеными валеологами предлагаются механизмы решения проблемы сохранения здоровья, требующие введения нового образовательного курса «Валеология» (Г.К. Зайцев, 1994, В.В. Колбанов,1995, Л.Г. Татарникова, 1995, Н.К. Смирнов, 1995), что еще в большей степени увеличивает учебную нагрузку. Некоторые специалисты считают целесообразным обеспечение валеологизации образовательной среды (Н.К. Смирнов, 1998, Л.Г. Татарникова, 1996), под которой понимается «воспитание культуры здоровья и формирование здоровьесберегающих условий в образовательном учреждении. В то же время следует отметить, что отсутствуют действенные механизмы решения проблемы сохранения здоровья за счет оптимального сочетания педагогических средств и использования возможностей педагогического процесса для реализации детьми на практике сформированных у них потребностей в здоровом образе жизни.

Выполнение одних требований Санитарных правил и норм также не дает положительных результатов, да и не везде эти требования выполняются.

Следовательно, необходимо так организовать учебный процесс, чтобы каждый учитель на каждом уроке не только способствовал сохранению здоровья учащихся, но и формировал это здоровье. Необходимо создать модель образовательной технологии, позволяющей уменьшить отрицательное влияние учебно-воспитательного процесса на состояние здоровья детей.

Решение проблемы сохранения здоровья детей в образовательных учреждениях часто ограничивается рамками физического воспитания, хотя - физическое развитие - только один из показателей здоровья, и не позволяет быстро реагировать на изменение ситуации со здоровьем учащихся.

Однако данная проблема касается всего процесса обучения в школе, однако не стоит забывать о профессиональной подготовке школьников к реальной жизни, а именно об образовательной области «Технология». Данный предмет отличается тем, что он дает максимально приближенные к жизни знания и умения. Ученики не просто сидят за партами, они работают на реальных станках. Естественно, что нагрузка на здоровье школьников существенно возрастает при работе на деревообрабатывающем станке, или при работе с металлами. Следовательно, необходимо уделить образовательной области «Технология» особое внимание. Содержание и организация современного здоровьесберегающего образовательного процесса должны соответствовать возрастным морфо-функциональным и психологическим особенностям и индивидуальным возможностям детей .

Этим объясняется актуальность настоящего исследования, проблема которого формулируется следующим образом: каковы эколого-валеологические компоненты в образовательной области «Технология»? Решение данной проблемы позволит снизить здоровьезатратность современного общего образования как в сложившихся социально-экономических условиях России, так и в условиях конкретной общеобразовательной школы.

Объектом изучения стал процесс обучения основам технического труда при условии сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Предмет исследования: эколого-валеологический компонент образовательной области «Технология».

Цель исследования: изучение эколого-валеологического компонента образовательной области «Технология».

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были сформулированы следующие задачи:

1.           Определить сущность здоровьесберегающих технологий, цели, задачи, закономерности и принципы здоровьесберегающей педагогики.

2.           Изучить, проанализировать, обобщить современные теоретические, методические подходы к формированию здоровья учащихся в педагогическом процессе.

3.           Изучить организацию рационального урока с точки зрения здоровьесбережения школьников.

4.           Определить возможности обучения школьников технологии при условии сохранения и укрепления здоровья учащихся.

5.           Разработать методические рекомендации по сохранению, укреплению, формированию здоровья учащихся через учебно-воспитательный процесс в образовательной области «Технология».

Теоретико-методологической основой исследования являются: концепция оптимизации образовательного процесса Ю.К. Бабанского, М.М. Поташника; антропологический подход Н.А. Добролюбова, П.Ф. Лесгафта, К.Д. Ушинского, Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева Б.Г., Занкова Л.В., В.А. Сухомлинского; концептуальные идеи валеологии (И.И. Брехман, В.П. Казначеев, В.В. Колбанов); концептуальные положения педагогической валеологии, разработанные В.Н. Болдиным, Г.К. Зайцевым, Н.К. Смирновым, Л.Г. Татарниковой.

Для решения поставленных задач в соответствии с методологической основой исследования использованы следующие методы: анализ, синтез, обобщение и классификация при изучении научных трудов, нормативных документов; изучение и обобщение передового педагогического опыта; методы санитарно-гигиенической оценки условий обучения; педагогическое наблюдение.

База исследования. Теоретическую базу исследования составили публикации педагогов, медиков, психологов, философов, социологов по изучаемой проблеме.

Научная новизна

•             Определена сущность понятия эколого-валеологический компонент в образовательной области «Технология» как составная часть «здоровьесберегающих технологий»;

•             Изучены цели, задачи, основные закономерности и принципы «здоровьесберегающих технологий» при обучении школьников технологии;

•             Сформулированы возможности реализации эколого-валеологического компонента в образовательной области «Технология» образовательными учреждениями.

•             Определены характеристики формирования эколого-валеологического компонента в образовательной области «Технология».

Скачать диплом:

Данный текст доступен только для авторизованных пользователей сайта

Скачать презентацию к диплому:

Данный текст доступен только для авторизованных пользователей сайта

Для получения возможности скачивания файлов и добавления комментариев - войдите на сайт или зарегистрируйтесь.