Печать
Категория: Дипломы
Просмотров: 2179

Методические аспекты экономических расчетов в образовательной области «Технология»

Дипломная работа по методике преподавания технологии

Оглавление

Введение           3

Глава I. Теоретическое обоснование экономических расчетов в технологическом образовании               8

1.1.        Социально-экономическая необходимость обучения учащихся функции экономической грамотности     8

1.2. Проблемы преподавания экономических расчетов в школе          22

1. 3. Анализ учебников технологии с точки зрения экономических расчетов29

Выводы по главе           37

ГЛАВА II. Разработка методического пособия для обучения школьников экономическим расчетам            39

2.1. Изучение тем, включающих экономические расчеты, разработка презентаций   39

2.2. Методические рекомендации по проведению уроков, включающих экономические расчеты               54

2.3. Разработка план-конспектов уроков, включающих экономические расчеты         62

Выводы по главе           79

Заключение      81

Список литературы       83

Приложения     88

Введение

Актуальность работы. За последние 15 лет ситуация в России существенно изменилась. Административно-командную систему управления сменила рыночная система хозяйствования. Переход российской экономики на принципиально-новые модели управления народным хозяйством вызвал глубокую трансформацию всех сторон социально-экономической жизни в нашей стране, включая и сферу образования. В этой связи реформирование системы образования следует рассматривать и в контексте развития экономики.

Развитие экономики, усложнение экономических отношений требуют постоянного внимания к проблеме экономического образования школьников, к формированию у них адекватного представления о сущности экономических явлений и процессов.

Одной из дисциплин образовательной школы, которая позволяет удовлетворить развивающиеся потребности личности в экономических знаниях и умениях является «Технология».

Главной целью образовательной области «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в современном информационном постиндустриальном обществе, развитие и воспитание широко образованной, культурной, творческой, инициативной и предприимчивой личности.

Технология в школе – интегрирующая, системообразующая образовательная область, показывающая применение гуманитарных и естественнонаучных знаний, элементов гуманитарной и естественнонаучной культуры, полученных при изучении всех других образовательных областей в практической деятельности человека.

«Технология» по сути дела является важнейшей практико-ориентированной образовательной областью. Изучение учащимися технологий преобразования материалов, энергии и информации позволяет им овладеть практическими навыками этих преобразований, способствует выбору профессии и направления дальнейшей трудовой деятельности. Тем самым, обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию.

При разработке и введении курса «Технологии» в школе учитывались новые реалии жизни – переход страны в такое общество, в котором многие занимаются предпринимательской деятельностью. Естественно, для более полноценного развития школьников в программу были введены новые элементы содержания образовательной области «Технология» (элементы культуры дома, домашней экономики и основ предпринимательства, профессионального самоопределения, использования информационных технологий, электронных технологий (электрорадиотехнологий), художественной обработки материалов, строительных ремонтно-отделочных работ, выполнение проектов).

Для нас особый интерес представляет изучение школьниками основ предпринимательства, не только потому, что предпринимательская среда стала неотъемлемой частью экономики страны, но и потому, что каждый человек в той или иной степени сталкивается с этой стороной жизни.

Одним из приоритетных направлений современного образования является обучение учащихся основам предпринимательства в качестве базового компонента экономического и правового обучения молодежи, их адаптации и ориентации в рыночных условиях, в формировании экономического мышления, развития экономической культуры населения.

В современных условиях образование характеризуется недостаточным уровнем экономической подготовки учащихся, отсутствием начальных навыков специальной подготовки выпускников к профессиональной деятельности в рыночных условиях, что снижает возможность эффективной профессиональной адаптации молодых людей, оказывает негативное влияние на формирование трудового потенциала общества. Особое опасение вызывает недостаточное количество экономических расчетов в темах, изучаемых в курсах «Технологии», так как экономика признается, особенно в последнее время, точной наукой и в этом случае расчеты оказываются необходимой практикой.

Теоретические работы по проблеме обучения учащихся основам предпринимательства проводились по различным научным направлениям.

Вопросы экономической подготовки школьников в процессе трудового обучения и технологизация данного процесса рассмотрены в работах А.Ф. Аменда, П.Р. Атутова, С.Я. Батышева, В.К. Розова, И.А. Сасовой, Н.А. Томина, В.А. Полякова и др.

Вопросы экономического образования и воспитания школьников исследовались многими отечественными педагогами (М.Н. Ермоленко, Л.П. Кураков, З.К. Левчук, А.Т. Шпак, А.С. Нисимчук, В.Д. Симоненко и др.), экономистами (А.П. Казаков, В.Д. Камаев, А.В. Леонтьев, М.А. Абрамов, А.М. Бирман, В.В. Кузнецов и др). Возможности экономической подготовки школьников в процессе трудового обучения исследовали такие отечественные ученые, как П.Р. Атутов, С.Я. Батышев, В.А. Поляков, И.А. Сасова.

В работах зарубежных авторов (А. Андерсон, Э. Хьюдж, Р. Хейс, Ф. Котлер, К.Р. Макконелл, Д. Эванс, Р. Хизрич, М. Питере и др.) отражены фундаментальные работы в области экономики и предпринимательства.

Анализ литературы по данной проблеме, а также педагогическая практика позволяют выявить ряд противоречий:

-возросшими требованиями обновляющегося общества к экономическому образованию, в частности к экономическим расчетам и неспособностью педагогических коллективов удовлетворить современные ожидания общества;

-возрастающей потребностью учащихся в получении экономического образования и недостаточной разработанностью процесса экономического образования в условиях общеобразовательной школы;

- несоответствие технологического образования в системе школьного обучения высокому уровню профессиональных требований к специалистам, выдвигаемых современными условиями рынка труда;

- повышение требований обученности учащихся основам предпринимательства и отсутствие эффективного для этого научно-методически обоснованного комплекса подготовки старшеклассников к предпринимательской деятельности.

С учетом указанных противоречий и возникшей проблемы обусловлен выбор темы работы: «Методические аспекты экономических расчетов в образовательной области «Технология».

Цель работы - изучить степень методического обеспечения экономических расчетов в образовательной области «Технология».

Объект работы – экономические расчеты в ООТ.

Предмет работы - процесс изучения методического обеспечения экономических расчетов в общеобразовательной школе в курсах «Технологии».

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой были поставлены следующие задачи работы:

1. Проанализировать степень разработанности проблемы обучения школьников экономическим расчетам в теоретических источниках и существующей практике образования.

2. Определить содержание практических работ по курсам технологии, включающих экономические расчеты.

3. Разработать научно-методические рекомендации по совершенствованию процесса обучения школьников экономическим расчетам в курсе обучения «Технологии».

4. Разработать презентации по основам экономических расчетов, для обеспечения эффективного обучения школьников в разных возрастных группах.

Методологическую основу работы составили:

- на научно-педагогическом уровне: проблемы экономического образования и воспитания в рамках трудовой подготовки (П.Р.Атутов, Л.П. Кураков, И.А.Сасова, В.Д. Симоненко);

- на профессиональном уровне: основы предпринимательской деятельности (И.В. Липсиц, И.И. Петрова, И.А. Сасова, В.Д. Симоненко).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы автором использовались следующие методы работы:

- метод анализа педагогической, экономической, научно-методической отечественной и зарубежной литературы по исследуемой проблеме;

- методы прикладной математической статистики.

Теоретическая значимость работы заключается в следующем: определено место экономических расчетов в базовой подготовке учащихся общеобразовательной школы, а также особенности обучения школьников экономическим расчетам.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработано методическое обеспечение процесса обучения школьников экономическим расчетам в курсе «Технологии». Методические материалы работы могут быть использованы на практике.

Структура диплома определена поставленными задачами, логикой раскрытия темы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.

Скачать диплом:

Данный текст доступен только для авторизованных пользователей сайта

Скачать презентацию к диплому:

Данный текст доступен только для авторизованных пользователей сайта

К дипломному проекту были разработаны электронные презентации (для скачивания презентаций, перейдите по ссылке):

Технология, 8 класс.

1. Семья как экономическая ячейка общества.

2. Предпринимательство в семье.

3. Потребности семьи (теория и практика)

4. Информация о товарах.

5.Торговые символы, этикетки и штрихкод.

6. Бюджет семьи.

7. Расходы на питание.

8. Сбережения.

9. Экономика приусадебного участка.

10. Ресурсы и факторы производства.

 11. Себестоимость продукта.

 12. Реклама в системе предпринимательства.

13. Налогообложение в России.

 14. Оценка эффективности, риски.

 15-20. Расчеты себестоимости изделия для учащихся разных классов (5-10 класс).

 Расчет себестоимости 5 класс:

Скачать презентацию:

Данный текст доступен только для авторизованных пользователей сайта

Расчет себестоимости 6 класс:

Скачать презентацию:

Данный текст доступен только для авторизованных пользователей сайта

Расчет себестоимости 7 класс:

Скачать презентацию:

Данный текст доступен только для авторизованных пользователей сайта

Расчет себестоимости 8 класс:

Скачать презентацию:

Данный текст доступен только для авторизованных пользователей сайта

Расчет себестоимости 9 класс:

Скачать презентацию:

Данный текст доступен только для авторизованных пользователей сайта

Расчет себестоимости 10 класс:

Скачать презентацию:

Данный текст доступен только для авторизованных пользователей сайта

 Приложения дипломной работы включают методическое пособие для учителей.

Методическое пособие для учителей «Методические аспекты преподавания экономических расчетов в курсе обучения школьников «Технологии».

Введение.

Данное методическое пособие предназначено для учителей технологии. Экономических расчетов при обучении школьников технологии не так много. Часто учителя сами не замечают, что выполняют экономические расчеты.

Пособие разделено на три части:

1.           Экономические расчеты в разделе «Творческие проекты»

2.           Экономические расчеты в разделе «Семейная экономика» 8 класс.

3.           Экономические расчеты в разделе «Основы предпринимательства» 10 класс.

В пособии даны краткие методические рекомендации по обучению учащихся разного возраста основам экономических расчетов.

Скачать приложения (методические рекомендации) отдельно:

Данный текст доступен только для авторизованных пользователей сайта