Дипломная работа на тему:
«Методика организации проектной деятельности в начальной школе»
С о д е р ж а н и е
В в е д е н и е. 3
Глава 16
Проектная деятельность в начальной школе 6
1.1. Проектная деятельность в системе технологического образования. 6
1.2. Методические основы преподавания предмета «Технология» и метода проектов в начальной школе 12
1.3. Проектная деятельность как вид учебной деятельности 26
1.4. Развитие младших школьников в процессе проектной деятельности 35
Глава II. Методика организации проектной деятельности в начальной школе 49
2.1. Организация проектной деятельности в начальной школе. 49
2.2. Анализ программы для учащихся 3 класса 63
2.3. Анализ учебника по технологии для 3 класса. 72
2.4. Разработка и организация проекта в начальной школе 83
Заключение. 96
Список литературы: 99
Введение
Важнейшей целью системы школьного образования является подготовка учащихся, способных самостоятельно и активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться в изменяющихся условиях постиндустриального общества. Для полноценной реализации данной цели необходимо осуществление технологической подготовки учащихся, начиная с начальной школы. Методически соответствующее данной цели изучение образовательной области «Технология» на начальном этапе обучения, в 1 - 4 классах, является необходимым условием получения младшим школьником начального общего образования.
Актуальность исследования подтверждается тем обстоятельством, что изменения, происходящие в обществе, быстрое развитие науки и внедрение новых технологий, выдвигают новые требования к технологической подготовке учащихся начальной школы. Младшие школьники должны усвоить основы знаний и умений не только по элементам обработки различных материалов и материаловедению, но и по организации творческой проектной деятельности, культуре дома, электротехническим работам. Для осуществления технологической подготовки младших школьников в базисный учебный план введена образовательная область «Технология», в соответствие с целями и задачами которой необходимо разработать методику преподавания технологии в начальной школе.
Важность и значимость трудовой подготовки и подходы к ее преподаванию рассматривались такими классиками педагогической науки, как Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский.
Позднее собственно разработкой методических вариантов осуществления трудовой подготовки младших школьников занимались: за рубежом - Дж.Дьюи , Г.Кершенштейнер, Р.Штейнер и др., в нашей стране ученые и педагоги П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, А.Н.Волковский , С.М.Ривес, М.Н.Шульман, В.А.Сухомлинский и другие.
В советское и постсоветское время общие вопросы методики трудового обучения рассматривали П.Р.Атутов, С.Я.Батышев, В.М.Казакевич, В.А.Поляков, В.Д.Симоненко, Ю.С.Столяров, Ю.Л.Хотунцев и другие ученые.
Разработкой методики трудового обучения в начальной школе в последние десятилетия занимались: Л.М.Гукасова, Н.М.Конышева, В.П.Кузнецов, И.Г.Майорова, Н.Е.Цейтлин и другие. В работах данных ученых были определены цели, задачи, содержание, формы, методы и Средства трудового обучения в начальной школе, однако разработанные методики не соответствуют требованиям, предъявляемым новой образовательной областью «Технология» к технологической подготовке учащихся начальной школы.
Введение образовательной области «Технология» в учебный план начальной школы обусловило необходимость разработки методики преподавания технологии в начальной школе. Существующие разработки частных вопросов данной методики (Б.Н.Трегубенко, КВ.Матяш, М.В.Хохлова) не позволяют полностью решить поставленную проблему.
Таким образом, налицо противоречие между необходимостью и важностью осуществления технологической подготовки младших школьников и отсутствием разработанной методики преподавания образовательной области «Технология» в начальной школе. Поскольку основным методом «Технологии» является метод проектов, это также создает дополнительные трудности в обучении школьников младшего возраста. Данные проблемы позволили определить содержание и тему настоящего исследования: «Методика организации проектной деятельности в начальной школе».
Объект исследования — процесс организации проектной деятельности в начальной школе.
Предмет исследования - методические условия успешной организации проектной деятельности в начальной школе.
Гипотеза: методика преподавания образовательной области «Технология» и проектного метода в начальной школе обеспечит получение младшими школьниками начального технологического образования, если данная методика:
- будет соответствовать содержанию образовательной области «Технология» и обеспечит освещение всех разделов, предусмотренных в программе по технологии;
- обеспечит активное и осознанное усвоение школьниками технологических знаний, умений и навыков;
- будет предусматривать использование в процессе обучения метода проектов.
Цель работы - изучение методики организации проектной деятельности в начальной школе.
Задачи работы:
1. Исследовать научную литературу по теме исследования: проектная деятельность в младшей школе.
2. Определить характерные особенности преподавания образовательной области «Технология» в начальной школе.
3. Изучить методику преподавания технологии в соответствии с рекомендациями Н.А.Цирулик и Т.Н.Просняковой.
4. Изучить специфику руководства проектной деятельностью младших школьников.
5. Предложить проект для проведения в начальной школе – в третьем классе.
6. Разработать методические рекомендации по выполнению конкретного проектного задания в 3 классе.
Скачать диплом бесплатно:
Скачать презентацию к диплому: