Дипломная работа на тему:

«Лепка как средство художественного конструирования на уроках технологии в начальной школе»

Калуга

2006

Содержание:

Введение.      3

Глава I. Психолого-педагогические основы конструирования.6

1.1. Конструирование как основное средство развивающего обучения на уроках технологии.   6

Предметно-практическая деятельность на уроках технологии.           12

1.2. Психолого – педагогические основы конструирования.     20

1.3. Теоретические основы технологии лепки.    26

Глава 2. Методика обучения лепке на уроках технологии в начальной школе         36

2.1. Содержание лепки.       36

Анализ программы «Технология».            36

Анализ учебника      42

2.2. Разработка уроков, методика их проведения.          49

Заключение.  78

Список использованной литературы        79

Приложения  82

Введение.

       Познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности общаться, играться, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Они развиваются в деятельности, и сами представляют собой особые виды деятельности.

Приступая к педагогической работе с детьми, прежде всего, нужно разобраться том, что ребенку дано от природы и что приобретается под воздействием среды.

Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания. Задача обогащения сенсорного опыта как основного источника знаний об окружающей действительности остается актуальной на протяжении всего младшего школьного возраста. Учителю приходится вести большую работу по решению этой задачи на базе многих учебных предметов, поскольку бедный запас жизненных впечатлений у детей затрудняет их развитие. Но именно уроки ручного труда предоставляют для этого совершенно исключительные, уникальные возможности.

Отличительная особенность уроков труда состоит в том, что они базируются на предметно-практической деятельности, а известно, что практические действия с предметами обеспечивают ребенку, прежде всего чувственное (сенсорное) познание действительности. В младшем школьном возрасте следует включать сформированный у детей сенсорный опыт в построение более сложных познавательных процессов, причем таким образом, чтобы практическая деятельность была необходимым звеном в протекании этих процессов.

Задачей практической деятельности в школе является вовсе не производство полезных предметов, а углубление общего образования, для школьника практическая деятельности является прежде всего средством углубления познания. Эта деятельность должна не исключать «лишние» вопросы, а наоборот стимулировать их.

Использовать огромный потенциал практической деятельности для более интенсивного и гармоничного развития детей, органически соединять умственную и практическую деятельность позволяет система работы, которая строится на базе художественного конструирования. Именно этот вид деятельности наиболее гармонично представляет самые разные стороны единой действительности и включает в работу целостную личность.

Чтобы успешно развивать познавательные процессы в учебной деятельности, необходимо искать более современные средства и методы обучения. Конструирование как основное средство развивающего обучения на уроках труда и будет являться одним из таких средств.

Исходя из вышесказанного, мы считаю, что тема моего исследования «Лепка - как средство художественного конструирования на уроках технологии в начальной школе» актуальна на данный момент времени. Лепка является одним из видов художественного конструирования и народно-декоративного творчества.

Гипотеза – лепка, как одно из средств способствующее развитию пространственного мышления, художественного вкуса (изображение характерных форм предмета, расположение фигурок на подставке во взаимосвязи и динамике, украшение предмета согласно стилю исполнения), умственной деятельности, чувство пропорции, укрепляет и развивает тонкую моторику рук. В результате обучения конструированию, школьники должны освоить следующие виды конструирования:

- конструирование по образцу,

- конструирование по модели,

- конструирование по заданным условиям.

Объект исследования – процесс обучения младших школьников художественному конструированию на уроках технологии.

Предмет исследования – конструирование как основное средство развивающего обучения младших школьников (на примере лепки из пластилина или глины).

Целью данной работы является исследование возможностей лепки как средства художественного конструирования на уроках технологии в начальной школе.

Задачи исследования:

- изучить психолого-педагогические основы художественного конструирования;

- изучить методические аспекты обучения лепке на уроках технологии в начальной школе;

- проанализировать программу по выбранной теме;

- проанализировать учебник по 3 классу;

- разработать методику проведения эксперимента по теме дипломной работы.

Скачать диплом бесплатно:

Данный текст доступен только для авторизованных пользователей сайта

Для получения возможности скачивания файлов и добавления комментариев - войдите на сайт или зарегистрируйтесь.