Дипломная работа:
Изучение народного творчества на уроках технологии
Калуга, 2007 г.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Народные культурные традиции и их роль в формировании духовности человека. 5
1.1. Сущность народного искусства. 5
1.2. Виды народного искусства и их содержание. Вышивка. 11
1.3. Роль народного искусства в формировании духовности человека.25
1.3.1. Влияние народного искусства на развитие личности ребенка. 25
1.3.2. Роль народного искусства в формировании духовности человека. 28
Глава 2. Дидактические основы изучения народного культурного творчества на уроках технологии. 35
2.1. Содержание работы по изучению народного творчества на уроках технологии в 6 классе. 35
2.1.1. Сравнительный анализ школьных программ по технологии для 6-х классов. 35
2.1.2. Анализ учебников и учебных пособий по технологии. 51
2.2. Средства, формы и методы изучения народного творчества на уроках технологии. 54
2.3. Содержание и результаты экспериментальной работы. 59
Заключение 122
Литература 123
Приложение 1. «Тест для констатирующего эксперимента». 127
Приложение 2. «Структурно-логическая схема «Виды швов»».131
Приложение 3. «Карточки-задания к урокам». 132
Приложение 4. «Наглядные пособия». 136
Приложение 5. «Образцы инструкционных карт». 156
Введение
В начале нового столетия образование России стоит на пороге серьезнейших перемен – переосмысления культурных ценностей, базирующихся на достижениях многовековой национальной духовности и самобытности, что, в свою очередь, становится важнейшей задачей в сфере образования и воспитания современной молодежи. Будущее общества в социальном и культурном плане определяется сохранением исторических и национальных корней.
Развитие полноценного общества невозможно без национального самосознания, формирования которого неотделимо от понимания и знания истории национальной культуры своего народа. Этот процесс должен базироваться на образовательной системе, обеспечивающей потенциальную возможность и необходимость приобщения каждого члена общества к пониманию народной культуры.
Большую роль в этом важном деле играет школа, которая воспитывает у детей любовь и уважение к своему родному искусству.
Ныне действующими школьными программами предусмотрено изучение народного искусства на уроках литературы, истории и изобразительного искусства. И очень мало времени уделяется для изучения на уроках технологии, где учащиеся не только знакомятся с изделиями мастеров, но и сами пытаются создавать подобное.
Общение с народным творчеством вызывает глубокий эмоциональный отклик в душах детей. Эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный заряд детского творчества. Этим и обосновывается актуальность темы нашего исследования.
Объект исследования: процесс изучения народного творчества на уроках технологии.
Предмет исследования: изучение калужской вышивки как вида народного творчества в 6-х классах.
Цель дипломной работы: разработка дидактических условий изучения народного творчества в технологическом образовании школьников на примере калужской вышивки.
Из цели вытекают следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические основы темы дипломной работы.
2. Отобрать оптимальное содержание для организации работы по изучению народного творчества на примере калужской вышивки.
3. Определить наиболее эффективные формы, средства и методы обучения детей.
4. Разработать содержание и методику формирующего эксперимента.
Методы научного исследования:
- анализ теоретической и методической литературы, связанной с темой исследования;
- анкетирование школьников;
- педагогический эксперимент.
Скачать диплом бесплатно:
Скачать презентацию к диплому: