Дипломная работа:

Изучение народного творчества на уроках технологии

Калуга, 2007 г.

Оглавление

Введение          3

Глава 1. Народные культурные традиции и их роль в формировании духовности человека.       5

1.1. Сущность народного искусства.           5

1.2. Виды народного искусства и их содержание. Вышивка.       11

1.3. Роль народного искусства в формировании духовности человека.25

1.3.1. Влияние народного искусства на развитие личности ребенка.     25

1.3.2. Роль народного искусства в формировании духовности человека.          28

Глава 2. Дидактические основы изучения народного культурного творчества на уроках технологии.  35

2.1. Содержание работы по изучению народного творчества на уроках технологии в 6 классе.        35

2.1.1. Сравнительный анализ школьных программ по технологии для 6-х классов.         35

2.1.2. Анализ учебников и учебных пособий по технологии.      51

2.2. Средства, формы и методы изучения народного творчества на уроках технологии.   54

2.3. Содержание и результаты экспериментальной работы.        59

Заключение     122

Литература      123

Приложение 1. «Тест для констатирующего эксперимента».     127

Приложение 2. «Структурно-логическая схема «Виды швов»».131

Приложение 3. «Карточки-задания к урокам».      132

Приложение 4. «Наглядные пособия».        136

Приложение 5. «Образцы инструкционных карт».           156

Введение

В начале нового столетия образование России стоит на пороге серьезнейших перемен – переосмысления культурных ценностей, базирующихся на достижениях многовековой национальной духовности и самобытности, что, в свою очередь, становится важнейшей задачей в сфере образования и воспитания современной молодежи. Будущее общества в социальном и культурном плане определяется сохранением исторических и национальных корней.

Развитие полноценного общества невозможно без национального самосознания, формирования которого неотделимо от понимания и знания истории национальной культуры своего народа. Этот процесс должен базироваться на образовательной системе, обеспечивающей потенциальную возможность и необходимость приобщения каждого члена общества к пониманию народной культуры.

Большую роль в этом важном деле играет школа, которая воспитывает у детей любовь и уважение к своему родному искусству.

Ныне действующими школьными программами предусмотрено изучение народного искусства на уроках литературы, истории и изобразительного искусства. И очень мало времени уделяется для изучения на уроках технологии, где учащиеся не только знакомятся с изделиями мастеров, но и сами пытаются создавать подобное.

Общение с народным творчеством вызывает глубокий эмоциональный отклик в душах детей. Эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный заряд детского творчества. Этим и обосновывается актуальность темы нашего исследования.

Объект исследования: процесс изучения народного творчества на уроках технологии.

Предмет исследования: изучение калужской вышивки как вида народного творчества в 6-х классах.

Цель дипломной работы: разработка дидактических условий изучения народного творчества в технологическом образовании школьников на примере калужской вышивки.

Из цели вытекают следующие задачи:

1.           Проанализировать теоретические основы темы дипломной работы.

2.           Отобрать оптимальное содержание для организации работы по изучению народного творчества на примере калужской вышивки.

3.           Определить наиболее эффективные формы, средства и методы обучения детей.

4.           Разработать содержание и методику формирующего эксперимента.

Методы научного исследования:

- анализ теоретической и методической литературы, связанной с темой исследования;

- анкетирование школьников;

- педагогический эксперимент.

Скачать диплом бесплатно:

Данный текст доступен только для авторизованных пользователей сайта

Скачать презентацию к диплому:

Данный текст доступен только для авторизованных пользователей сайта

Для получения возможности скачивания файлов и добавления комментариев - войдите на сайт или зарегистрируйтесь.