Печать
Категория: Дипломы
Просмотров: 2667

Дипломная работа

Моральная проблематика в русской прозе для детей второй половины ХХ века

Калуга 2007

Содержание

Введение.         3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования    7

1.1. Тематика и проблематика литературного произведения      7

1.2. Роль сюжета в раскрытии проблематики литературного произведения.    18

1.3. Категории этики, воплощаемые в художественной литературе      20

1.4. Обзор литературно-критических источников по творчеству исследуемых писателей.     24

1.5. Общие выводы     40

Глава 2. Моральные проблемы в детской литературе конца ХХ века   42

2.1. Правда и ложь      43

2.2. Добро и зло          48

2.3. Любовь и ненависть.       53

2.4. Милосердие и сострадание.       56

2.5. Смелость и трусость.      60

2.6. Разочарование и восхищение.   64

2.7. Сила и слабость   66

2.8. Общие выводы.    71

Заключение     73

Библиография.            76

Введение.

Актуальность темы обусловлена тем, что художественная литература является мощным средством нравственного воспитания детей и юношества, поэтому моральная проблематика произведения детской литературы нуждается в научном изучении.

Неизученность моральной проблематики в детской литературе продиктовала необходимость исследовать ее трансформации с XVII в., когда литература для детей стала относи¬тельно самостоятельной частью литературного и культурного про¬цесса. Состояние детской литературы в ту или иную эпоху неизбежно и непосредственно связано с превалирующими в обществе взглядами на положение ребенка, на его социальный и психологический статус.

Есть детские книги, в которых действуют одни лишь малыши или подростки, а папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и учителя совершенно отсутствуют, словно их и в помине нет. Читаешь такие произведения и диву даешься: где это авторы видели, чтобы детский мир существовал в полной изоляции от родителей и родственников, от всего большого мира?! И совершенно напрасно иные люди считают, что с маленькими читателями следует говорить лишь о маленьких, чисто детских занятиях и переживаниях.

"Жизнь прожить – не поле перейти" – гласит народная мудрость. Множество разных неожиданностей, радостных и горестных, подкарауливает вчерашнего школьника, отправляющегося в первый самостоятельный путь, и горе тому, кто привык смотреть на большой путь, как на гладкую и ровную площадку для развлечений, имеет о нем облегченно-книжное и, я бы сказала, опереточное представление, не понимает простой истины – счастье приходит к человеку на трудных дорогах, добывается в труде и борьбе.

Надо быть готовым дать отпор всему, что мешает человеческому прогрессу, справедливости, счастью.

Именно этому и учит своего читателя по-настоящему добрая и умная детская книга, правдиво раскрывающая перед подростками сложности и противоречия жизни, предостерегающая его от возможных бед и ошибок, вселяющая в юную душу мужество и оптимизм, страстную веру в светлое будущее.

Именно такие книги и пишут талантливые детские писатели, которые в своем творчестве стремятся. Во всей правдивости, без приукрас и упрощения, открыто и честно, в живых образах показать юному читателю органическую взаимосвязь мира детей с миром взрослых, где не всегда жизнь течет так благостно и гармонично, как хотелось бы, где с обеих сторон необходимо постоянно проявлять максимум разумных усилий, взаимопонимание и чуткость, следуя законам высокой нравственности и гуманизма.

На исходе ядерного века, века машин и скоростей, наша отечествен¬ная проза активно обратилась к теме гуманизма. Будем ли мы задавлены сверхпрактичностью, или же человеческое в нас победит эту скрытую жесто¬кость? Великий русский писатель и гуманист Федор Михайлович Достоевс¬кий полагал, что "красота спасет мир". Я считаю, что именно красота чело¬веческой души может спасти человечество.

Милосердие и сострадание. По определению В. И. Даля, это «сердцеболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалос¬тливость, мягкосердечность". В воспитании этих чувств нет надежней союз¬ника, чем художественная литература. Именно она обладает способностью проникать в самое сердце человека, задевать струны его души. Находясь один на один с книгой, человек до конца откровенен и честен перед собой, и тогда живое слово падает на благодатную почву.

Антон Павлович Чехов, презиравший самодовольное счастье меща¬нина, писал: "Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого че¬ловека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда... и его никто не увидит и не услы¬шит, как теперь он не видит и не слышит других..."

Тема милосердия и сострадания человеку волнует таких современ¬ных писателей, как Валентин Распутин, Владимир Железников, Борис Екимов. Не только взрослые могут быть жестоки. Дети способны на очень жестокие вещи. Детская жестокость отличается от жестокости взрослых. В детях она менее контролируема и более открыто выплескивается. Они не стесняются этого. Это заложено в нас от природы. И только правильное воспитание может победить детскую жестокость.

Однако не только милосердие и сострадание указывают на красоту человеческой души. Владислава Крапивина волнует тема честности и принципиальности, умения отстаивать правду. Не каждый момент быть правдив, многие могут поступиться правдой ради собственной выгоды и только единицы способны в любой ситуации отстоять справедливость.

Таким образом, мы видим, что круг моральных проблем очень обширен. Изучение книг с моральной проблематикой актуально в любом возрасте, особенно в детском, когда психика ребенка еще нестабильна и на нее можно оказать влияние. Именно поэтому темой моей дипломной работы является:

Моральная проблематика в русской прозе для детей второй половины ХХ века.

Научная новизна темы состоит в том, что впервые предпринята попытка исследования данной научной проблемы.

Объектом исследования являются следующие произведения:

1)           А.Лиханов. «Обман».

2)           А.Алексин. «А тем временем где-то…»

3)           В.Железников. «Пассажир с багажом». «Чучело».

4)           В.Драгунский. «Денискины рассказы».

5)           Н.Носов. «Витя Малеев в школе и дома».

6)           А.Рыбаков. «Приключения Кроша».

7)           Крапивин В.П. «Мальчик со шпагой».

Предмет исследования: спектр моральных проблем, поднимаемых в указанных произведениях.

Цель исследования: выявить спектр моральных проблем, интересующих детских писателей последних десятилетий, личные предпочтения в выборе моральной проблематики тем или иным писателем, возможные общие тенденции проблематики русской детской литературы указанного периода.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1)           исследовать теоретическую литературу;

2)           проанализировать произведения, указанные выше;

3)           сформулировать и проверить на практическом материале гипотезу.

Гипотеза: моральная проблематика в русской детской литературе указанного периода является определяющей.

В работе были использованы следующие методы исследования:

1) описательный, основанные на изучении научной литературы по теме исследования и художественных текстов;

2) сопоставительный метод.

Скачать диплом:

Данный текст доступен только для авторизованных пользователей сайта