Дипломная работа:

ТЕМА РОДИНЫ В ПОЭЗИИ ИГОРЯ СЕВЕРЯНИНА

Калуга – 2006

Введение

Раньше или позже каждый осознает прихотливый характер судьбы, но поэт, может быть, вдвойне принимает ее испытания – когда уходит шумная известность, а ожидание музы трудно согласуется с поисками путем материальной стабильности, когда забыты многочисленные переиздания и для опубликования хотя бы одного текста, поэт некогда высокомерно смотревший на предшественников и современников с позиции своей литературной самооценки, соглашается на любые коррективы.

Именно так обошлась судьба с Игорем Северяниным.

Более того, о месте его поэзии в русском литературном процессе ХХ века до сих пор идут споры. Ряд особенностей его идиостиля и многочисленные критические разборы создают совершенно определенный стереотип, представленный о творчестве Северянина: салонность тематики, обилие иноязычной лексики, открытые звуковые и словообразовательные экзерсисы.

Исследователи его творчества обычно проводят грань между ранними и как бы «неСеверянинскими» поздними, с двадцатых годов стихотворениями.

На самом деле нет резкого водораздела между ранним и поздним Северяниным: то, что определило его лицо в зрелости, было заложено уже в самых ранних стихах. Шел естественный процесс созревания с его непременными внутренними катаклизмами рота, отразивший в себе, разумеется, и внешнюю катастрофичность эпохи: войну, революцию, эмиграцию.

Волею судьбы заброшенный в «иностраны» надолго, навсегда, до дна испив настоящую беду утраты родины, обрел одну горькую радость – стал наконец, самим собою, отрекаясь от маскарадных костюмов и масок молодости. Неизлечимая ностальгия подняла на поверхность всегда близкие ему темы родной земли, родной природы, родного севера. Эти темы никогда не уходили из его стихов: от поэтических дебютов до последних покаянных исповедей.

И поэтому теме родины принадлежит особое место в поэзии Игоря Северянина, в «страничках» детства и юности, воссозданных в цикле «мемуарных» стихов и поэм.

Эти странички постоянно соотносятся поэтом с заново переживаемым обликом России. Вновь осознающийся, он становится символом его жизненных стремлений:

Чтоб целовать твои босые

Стопы у древнего гумна,

Моя безбожная Россия

Священная моя страна!

Много различных отзывов о себе и о своем творчестве возбудил Игорь Северянин.

Например, Александр Блок в своем дневнике записал, размышляя об особенностях Северянина – поэта. «Это настоящий, свежий, детский талант». [1].

Осип Мандельштам в рецензии на «Громокипящий кубок», отметив характерные недостатки поэзии Северянина, счел нужным добавить: «И все-таки легкая восторженность и сухая жизнерадостность делают Северянина поэтом…» [2].

Всеволод Рождественский пишет о нем так: «Необычайная пестрая панорама самых противоречивых суждений: кто отрицал начисто! (А.Амфитеатров), кто изощрялся в фельетонном остроумии (А.Измайлов), кто восхищался смелостью словотворчества (С.Бобров), а кто предавался сожалениям о том, что поэт, несомненно одаренный и своеобразный, засоряет русский язык не всегда уместными, а порой просто никчемными словесными изображениями» [3].

Талант его как художника значителен и бесспорен. Если порой изменяет ему чувство меры, если в стихах его встречаются безвкусицы, то все это искупается неизменной музыкальностью напева, образностью и речи и всем тем, что делает его не похожим ни на кого из других поэтов. Игорь Северянин – поэт Божьей милостью…, - отзывался о нем Н.Гумилев. [4]

Как уже было сказано выше, тема Родины является одной из важнейших тем Игоря Северянина. И в качестве темы для своей дипломной работы я выбрала именно эту, потому что ранее поэт Игорь Северянин был мне знаком лишь по нескольким стихотворениям, и о его творчестве я знала очень мало. Но мне был интересен этот «король поэтов»; его взгляды и жизненные ценности. А углубленное изучение темы Родины в творчестве Игоря Северянина позволяет наиболее полно «увидеть» что он представляет из себя не только как известный поэт, но и как самобытная личность.

С течением времени художественное воплощение темы родины в творчестве Игоря Северянина все усложнялось и углублялось, достигнув в эмигрантском периоде творчества главенствующего положения.

Исходя из этого обстоятельства, я выстроила соответствующим образом свою дипломную работу, основу которой составляют две главы:

1.           Тема России в дореволюционной поэзии Игоря Северянина.

2.           Образ Родины в творчества поэта 1920-1941 гг.

скачать диплом:

Данный текст доступен только для авторизованных пользователей сайта

Для получения возможности скачивания файлов и добавления комментариев - войдите на сайт или зарегистрируйтесь.