Печать
Категория: Дипломы
Просмотров: 6668

Дипломная работа

Профилактика девиантного поведения детей в школе


Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Профилактика девиантного поведения как социально-педагогическая проблема. 8

1.1. Типы, виды и формы девиантного поведения подростков. 8

1.2. Причины девиантного поведения24

1.3. Сущность, направления, подходы к профилактике и коррекции девиантного поведения40

Глава 2. Изучение практического опыта профилактической и коррекционной работы школьников в общеобразовательных учреждениях. 57

2.1. Изучение опыта работы по профилактике и коррекции девиантного поведения57

2.2. Анализ учебных планов общеобразовательного учреждения по профилактике и коррекции девиантного поведения83

2.3. Методические рекомендации по внедрению программ профилактики и коррекции девиантного поведения школьников в общеобразовательной школе87

Заключение. 94

Литература. 96

Приложение 1. 100

Приложение 3. 124

Приложение 4. 128

Приложение 5. 132

Приложение 6. 136


Введение

Актуальность исследования. В современных условиях изменения общественного строя и общественного сознания, когда на развитие детей и подростков воздействуют многие неблагоприятные факторы социальной и биологической экологии, увеличивается количество различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства в подростковый возраст.

Профилактика и предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних становится психологически необходимым явлением. Проблема повышения эффективности профилактики должна решаться в следующих основных направлениях: выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий; современная диагностика асоциальных отклонений в поведении несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения.

Изучение влияния семьи и школы на проявление подростковых девиаций позволяет лучше понять природу этого явления, выявить основной механизм и тенденции функционирования и развития девиантного поведения. Родители подростков сформировались в условиях социализма и несут в своих воспитательных требованиях те ценности, которые были усвоены ими в прошлом. При этом повседневная жизнь, в которой уже господствуют иные моральные, правовые регуляторы, требует от подростков усвоения новых ценностных ориентации, установок, которые позволят эффективнее адаптироваться к изменившимся социально-экономическим условиям. В итоге возникает раздвоение в ценностной системе воспитания подрастающего поколения, которое может послужить причиной формирования девиантного поведения.

Социологический анализ проблем подростковой девиации дает возможность разработать более эффективную методику педагогического, психологического воздействия на детей, имеющих определенную склонность к девиантному поведению, определить пути совершенствования школьного воспитания, выработать рекомендации по профилактике подростковых девиаций. Эффективная профилактика девиантного поведения подрастающего поколения может быть обеспечена на основе организации научно-обоснованной работы по формированию у молодых людей способности самостоятельно и осознанно выбирать свой жизненный путь, активно отрицая те способы поведения, которые вызывают неизбежный конфликт личности с социумом.

Работа по профилактике социально-неблагополучных детей и подростков ведется на государственном уровне в ряде программ, в том числе в президентской программе "Дети России", которая была утверждена Указом Президента Российской Федерации. Эти идеи находят свое внедрение в созданных системах комплексной реабилитации детей и подростков девиантного поведения и осуществляется усилиями разных специалистов.

Степень разработанности проблемы.

Процесс педагогической реабилитации подростка девиантного поведения характеризуется рядом особенностей, которые рассматриваются в трудах педагогов и психологов. Многоплановое педагогическое исследование этой проблемы в отечественной педагогике проводилось такими учеными как Г.М. Андреевой, В.В. Заековым, Л.П. Колчиной, Н.Д. Левитовым, Т.Г. Румянцевой и другими.

Вопросами подготовки социальных педагогов, осуществляющих реабилитационную работу с детьми девиантного поведения, занимались такие ученые как В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, А.В. Мудрик и другие. Большой вклад в углубленную разработку теоретических положений рассматриваемой нами проблемы внесли М.А. Галагузова, В.А. Домодедов, Р.А. Литвак, А.В. Миронов, Л.И. Павлова и другие. В настоящее время разрабатываются общие (основные) принципы реабилитационно-коррекционной работы с дезадаптированными детьми, поэтому возникла острая потребность в обосновании процесса социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения.

В отечественной психологии проведены фундаментальные исследования, направленные на изучение условий психического и личностного развития ребенка, даны основные характеристики его возрастных периодов (П.П. Блонский, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и другие).

Значительный вклад в изучение девиантного поведения подростков внесли работы авторов, исследующих отдельные аспекты этого явления. Как нарушение процесса социализации девиантное поведение рассматривается такими известными российскими учеными, как Б.Н. Алмазов, С.А. Беличева, Б.П. Битинас, И.С. Кон, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, И.А. Невский.

Проблеме проявления девиантных форм поведения у подростков, вызванных неблагоприятным положением ребенка в системе внутрисемейных отношений, посвящены работы В.Г. Бочаровой, Ю.Р. Вишневского, И.А. Горьковой, Г.А. Гурко, И.А. Двойменного, А.Н. Елизарова, Е.Н. Заборовой, В.А. Лелекова, А.В. Меренкова, В.Д. Москаленко, Г.П. Орлова, Б.С. Павлова, В.Г. Попова, ЯЛ. Рыбцовой, ЛЛ. Рубиной, В.В. Солодовникова, В.Т. Шапко.

Влияние школьной среды в процессе социализации молодежи, а также ее роль в профилактике отклоняющегося поведения учащихся, представлены в работах Б.Н. Алмазова, B.C. Афанасьева, Г.Ф. Кумарина, В.В. Лозового, НА. Невского, В.Г. Степанова.

Признавая значение вышеизложенных работ, стоит отметить, что несмотря на множество подходов к исследованию девиантного поведения, проблема подростковых девиаций в условиях рыночной экономики требует дальнейшего изучения.

Цель исследования: выявить возможности профилактики девиантного поведения в школе.

Объект исследования: педагогическая профилактика и коррекция девиантного поведения у подростков в условиях общеобразовательного учреждения.

Предмет исследования: педагогические условия, способствующие успешной профилактике и коррекции девиантного поведения у подростков.

В соответствии с обозначенной проблемой, предметом и целью предусматривается решение следующих задач исследования:

-      изучить причины проявления девиантного поведения;

-      изучить формы девиаций, выявить типичные формы подростковых девиаций и их иерархию;

-      изучить основные направления и подходы в профилактике и коррекции девиантного поведения подростков;

-      определить степень разработанности проблемы профилактики и коррекции девиантного поведения подростков в теории педагогики и педагогической практике;

-      проанализировать существующие программы профилактики и коррекции девиантного поведения в разных типах школ;

-      оценить возможности использования существующих программ в общеобразовательной школе;

-      разработать план работы по профилактике и коррекции девиантного поведения в общеобразовательной школе для старшей школы.

Методологической основой исследования явились современные философские, психологические и педагогические концепции, раскрывающие совокупность научных знаний о формировании и развитии личности (Б.Г. Ананьев, В.А. Крутецкий, П.И. Чернецов и другие); об основных компонентах процесса социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в условиях общеобразовательного учреждения (Г.М. Бреснов, В.П. Добридень, СВ. Лебедев и другие), общенаучные методы системно-деятельностного (Б.С. Гершунский, Т.А. Ильина, Г.Н. Сериков и др.), личностно-ориентированного подходов (Л.А. Грищенко, А.Г. Гостев, В.Н. Никитин, В.И. Фирсов и др.).

Ведущими методами на данном этапе были: анализ, обобщение, методы математической статистики, метод экспертных оценок.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и шести приложений.

Скачать диплом:

Данный текст доступен только для авторизованных пользователей сайта

Скачать презентацию к диплому:

Данный текст доступен только для авторизованных пользователей сайта