Контрольная работа по курсу «Антропология»

на тему «Взаимодействие человека и культуры»

Оглавление

Введение          3

История развития направления и структура исследований         4

Некоторые теоретические положения и структура культуры     8

Детство как феномен культуры       10

Мышление и культура           12

Психологические типы культур. Исследование "национального характера"   13

Заключение     16

Литература      17

Текст контрольной работы дается с сокращениями

Введение

В направлении "Культура-и-личность" предмет изучения - взаимодействие культуры и личности (человек), личность в культуре и воспроизводящая культуру. Общий предмет данного направления, сформулированный М.Мид и Дж.Хонигманом, - это анализ того, как действует, мыслит (познает, воспринимает) и чувствует (эмоционально реагирует) индивид в условиях различного культурного окружения.

История развития направления и структура исследований

Возникновение направления связывают с появлением книг Р.Бенедикт "Конфигурации культур в Северной Америке" (1932) и "Модели культур" (1934), а также с публикацией серии исследований М.Мид об островных культурах Океании. Кроме указанных ученых к данному направлению принадлежали Р.Линтон, К.Клакхон, А.Кардинер, К.Дюбуа, М.Спиро, И.Халлоуэлл. Близки по взглядам к направлению "Культура-и-личность" были А.Крёбер и М.Херсковиц.

Общую структуру психологической антропологии можно представить в виде таблицы.

Некоторые теоретические положения и структура культуры

Дж. Хонигман, в книге "Культура и личность" (1954) выделял два типа явлений, связанных с культурой: "социально стандартизированное поведение - действия, мышление, чувства... некоторой группы" и "материальные продукты поведения... этой группы". Термин "модель" (образец) (ключевой для психологической антропологии) определяется Хонигманом как "относительно закрепленный способ активности, мышления или чувствования (восприятия)". Модели культуры могут быть идеальными и реальными.

Детство как феномен культуры

В рамках направления "Культура-и-личность" (психологическая антропология). Детство рассматривалось в качестве феномена, изучая который в упрощенном виде, но со специфическими культурными особенностями, можно было увидеть мир "взрослой" культуры. Особенности процессов, происходящих в детстве, имеют фундаментальное значение для воспроизводства культур.

В то же время детство - это особый мир, своеобразная культура в культуре, область, полная загадок и непознанных явлений. Это мир со своими правилами поведения, мир фантазии и игр, воспринимаемый как реальность.

Мышление и культура

Существование особого типа мышления у архаичных народов отмечал еще Э.Тайлор в "Первобытной культуре". Идеалом в науке и в культурной реальности для него было математизированное знание, позволяющее давать ответы на все вопросы с позиции причинно-следственной детерминистской картины мира. Рационалистический - просветительский - образ культуры предполагает, что ее важнейшим элементом является мышление, благодаря чему человек познает окружающий мир.

Психологические типы культур. Исследование "национального характера"

Идеи, сформулированные представителями "Психологии народов", в XIX в. получили разнообразную реализацию в изучении культур, начавшемся в 20-30-е годы в направлении "Культура-и-личность". Этнические или культурно-обусловленные черты психологии индивидов изучались также (правда, в несколько более поздний период времени) и в психологии. В психологии основное внимание уделялось анализу психологических черт индивидов в эмпирических кросс-культурных исследованиях. В антропологии же большое значение имел общекультурологический аспект исследований (изучение национального характера, значение этничности в современном мире).

Заключение

Для достижения поставленной цели были изучены основные темы направления «Культура-и-личность». Была исследована энкультурация, проведен анализ значения детства для особенностей функционирования взрослой личности. Изучена связь мышления и культуры.

Скачать контрольную работу:

Данный текст доступен только для авторизованных пользователей сайта

Для получения возможности скачивания файлов и добавления комментариев - войдите на сайт или зарегистрируйтесь.