Контрольная работа по курсу «Возрастная психология»
на тему «Источники, движущие силы и закономерности психического развития»
Оглавление
Введение 3
Общее направление психического развития человека 4
Факторы психического развития 5
Движущие силы психического развития 6
Законы психического развития 8
Заключение 16
Литература 17
Текст контрольной работы дается с сокращениями!
Введение
Психическое развитие - это процесс возникновения и становления у ребенка духовных новообразований, в основе которого лежит творческое, деятельное освоение им общественно-исторического опыта человечества. Закономерности и механизмы этого процесса изучаются специальной научной дисциплиной - возрастной психологией.
Изучение закономерностей психического развития приводит нас к возрастной периодизации.
Цель контрольной работы: изучить источники, движущие силы и закономерности психического развития.
Общее направление психического развития человека
По общенаучному определению, развитие есть всеобщее свойство материи и сознания. Оно характеризуется одновременно тремя свойствами: необратимостью, направленностью и закономерностью происходящих в развивающемся объекте изменений. При этом отмечается, что одной из основных его характеристик является время, точнее, протяженность во времени, которое и выявляет направленность развития….
Анализируя общие законы умственного развития, Н.И. Чуприкова соотносит его, во-первых, с системной организацией когнитивных структур, когнитивных схем-репрезентаций, во-вторых, с утверждением, что, как всякая другая система, когнитивно-репрезентативная структура развивается и, следовательно, умственное развитие есть частное проявление всеобщего процесса развития, также подчиняющееся закону от общего к частному.
Факторы психического развития
Возрастная психология отмечает количественные и качественные изменения, которые происходят в психике детей при их переходе из одной возрастной группы в другую. Обычно эти изменения охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев для младенцев до ряда лет для детей более старшего возраста. Эти изменения зависят от так называемых «постоянно действующих» факторов: биологического созревания и психофизиологического состоянияорганизма ребенка (достигнутого уровня интеллектуального и личностного развития). Факторы психического развития являются составляющей предмета возрастной психологии.
Движущие силы психическог оразвития
Эти силы представляют собой разного рода противоречия: между потребностями человека и внешними обстоятельствами; между возрастающими способностями (физическими и духовными возможностями)и старыми формами деятельности; между порождаемыми новой деятельностью потребностями и возможностями (средствами, способами) их удовлетворения; между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями, в общем, диалектические противоречия между новым и старым. Другими словами, движущей силой психического развития человека является противоречие между достигнутым уровнем развития его знаний, навыков, способностей, системой мотивов и типами его связи с окружающей средой.
Законы психического развития
Психические качества не возникают сами собой, они формируются в ходе воспитания и обучения, опирающегося на деятельность ребенка. Поэтому дать общую характеристику ребенка определенного возраста невозможно, не учитывая условий его воспитания и обучения. Дети, находящиеся на разных этапах психического развития, различаются между собой не наличием или отсутствием тех или иных психических качеств при известных условиях воспитания и обучения.
Заключение
Для достижения поставленной цели было изучено понятие развития в его общенаучном определении.
Рассмотрены факторы психического развития, такие как: движущие силы и условия психического развития, факторы педагогического влияния и законы психического развития человека.
Скачать контрольную работу: