Печать
Категория: Контрольные
Просмотров: 3940

Изучение реакций людей на нарушение неявных социальных норм

Практическое задание №1

Внешний вид.

Гипотеза

При нарушении неявной социальной нормы человек, нарушающий эту норму, будет привлекать к себе повышенное внимание. При этом реакции людей на нарушение могут быть очень разными.

 

Описание нарушаемых норм.

В наше время даже в жару люди в центре города должны быть прилично одеты, т.е. должны быть исключены пляжные варианты одежды, мини-юбки, короткие майки и т.д. В наше время встречаются люди, которые не соблюдают это правила, но такое поведение больше относится к исключениям. С другой стороны еще большим исключением является появление людей в жару в теплой одежде. В нашей местности люди в жару чаще раздеваются как можно больше. Однако, общеизвестно, что в Средней Азии чабаны в жару часто одевают натуральные шубы и шапки, чтобы спастись от жары и от перегрева. Поэтому, чтобы оценить реакции людей было выбрано два противоположных по своему смыслу поведенческих акта.

Для подтверждения гипотезы были выбраны следующие поведенческие акты:

- пройти по одной из центральных города (Калуга) в купальнике и босиком.

- пройти по одной из центральных города (Калуга) в шубе.

Для проведения эксперимента был выбран один из парков города. Я прогуливалась из одного конца парка в другой сначала в купальнике, затем надевала шубу и проделывала тот же маршрут.

В парке людей было немного. В основном это были взрослые (родители, либо бабушки с дедушками) с маленькими детьми, группы подростков, пенсионеры, которые отдыхали на лавочках. Т.е. можно сказать, что в парке были представлены все возрастные группы.

Анализ реакции окружающих.

Наблюдение за реакциями людей показало следующее. Реакции людей были очень разнообразными. Они отличались как положительной эмоциональной окраской: например, смех за спиной; так и отрицательной (ворчание, либо выкрики).

Когда я проходила по парку в купальнике.

На меня не так много обращали внимание, чаще всего мельком осматривали и отворачивались. Некоторые дети сразу бежали к маме и заявляли: «Я тоже так хочу, мне жарко!», «Мама, а можно я тоже босиком?». Родители мало обращали внимания на меня и больше на своих детей, начинали объяснять, почему нельзя раздеться. Правда, некоторые родители позволяли своим детям раздеться или разуться. На лице родителей на короткий миг проступало удивление, задумчивость, потом они уже отвлекались на детей.

Молодежь занималась своими делами и просто не обращала внимания. Хотя в некоторых случаях, свистели вслед, предлагали проводить до пляжа или в любом другом направлении. Девушки, если были с молодыми людьми, часто мерили меня злыми взглядами, но молчали. Некоторые громко говорили: «Шляются тут разные». Некоторые девушки начинали обнимать своих парней, либо предлагали пойти в более спокойное место. Если девушки сидели одни, то у них на лице часто появлялось выражение, словно они обдумывали, может и им стоит так же прогуляться.

Люди в возрасте также реагировали по-разному, чаще всего недовольно смотрели вслед. Некоторые старушки бормотали себе под нос, причем так, чтобы и я слышала, что они обо мне думают. В большинстве случаев это были фразы типа: «Бестыжая», «Совсем обнаглели», «Ни стыда, ни совести». Если на лавочке сидели две бабушки, они начинали обсуждать меня достаточно громко, иногда даже обращались ко мне: «Как не стыдно, здесь же дети» или «Не могла до пляжа дотерпеть?». Некоторые были менее прямолинейны и говорили: «Милая ты бы хоть юбочку какую одела», «Ты ноги-то береги, не ровен час наступишь на что».

Когда я проходила по парку в шубе.

Стоит сразу отметить, что реакция была намного более бурной, чем когда я ходила в купальнике.

Дети долго смотрели мне вслед, бежали к маме или бабушке и при этом говорили, показывая на меня пальцем, а иногда и с места, где стояли, кричали: «Мама, гляди!», «Бабушка, там тетя в шубе, ей холодно, да?».

Реакция родителей часто заключалась в фразе «Все сходят с ума по-своему». Невербальные реакции родителей выражались в удивленном или задумчивом выражении лица, поднятии бровей. Некоторые из родителей провожали взглядом, оборачивались, но часто молча. У детей: удивление, радость, размахивание руками. Бабушки часто соглашались с детьми, что мне холодно, но заговорить не пытались.

Подростки или молодежь много свистели, кричали вслед, предлагали согреть, некоторые крутили пальцем у виска. Некоторые подростки громко смеялись, говорили «Приколистка». Девушки часто просто смеялись. Некоторые ребята предлагали попить и охладиться.

Пожилые люди удивленно смотрели вслед. Некоторые бабули явно пребывали в ступоре, потому что у большинства была примерно одинаковая реакция: приоткрытый рот, широко открытые глаза, следящие за мной. Некоторые бабушки смогли справиться с удивлением и спрашивали: «Тебе не жарко?», «Ты что так разоделась?»

В целом, можно сказать, что дети реагировали как всегда непосредственно, подростки и молодежь бурно и разнообразно, пожилые люди часто ворчали и критиковали мое поведение.

Моя реакция на нарушение выбранной нормы.

Хочется отметить, что я себя настраивала на то, что на меня будут обращать внимание. Вначале было немного страшно, я явно нервничала. Было некоторое чувство неудобства. Приходилось себя уговаривать, что я спокойна. Постепенно я стала относиться к этому более спокойно, ушло чувство неудобства. Появилось некоторое эмоциональное возбуждение, азарт, даже стало смешно. Когда приходилось отвечать, то старалась перевести это в шутку (при общении с молодым поколением), либо сделать умное лицо и рассказать про страшно научный эксперимент (старшему поколению).

Рефлексия.

При выполнении данного задания я испытывала самые разные чувства от испуга и стыда до радости и спокойствия. Задание мне показалось интересным и, придя в состояние эмоционального равновесия, я смогла отметить множество реакций людей, которые были примерно одинаковы у людей примерно одного возраста. Т.е. я смогла отметить некоторые закономерности в поведении людей, близких по возрасту.

Выполнение задания мне понравилось, однако мне пришлось к нему готовиться эмоционально и настраивать себя на выполнение этого задания. Теперь при необходимости проделать подобный эксперимент мне будет намного проще, чем в первый раз.

 

Межличностное общение.

У каждого человека есть свой личное пространство, размер которого зависит от местности, в которой живет человек. Чем больше город, тем меньше личное пространство.

Гипотеза

Люди предпочитают общаться, соблюдая определенную дистанцию. Если нарушить личное пространство человека, он будет ощущать себя некомфортно и попытается это изменить.

Описание нарушаемых норм.

Чтобы подтвердить свою гипотезу, при общении с людьми я старалась подходить к человеку либо очень близко, либо оставаться на некотором расстоянии. Необходимо отметить, что такое общение проходило как с незнакомыми или малознакомыми людьми, так и со знакомыми.

Анализ реакции окружающих.

При общении, когда я подходила к людям слишком близко, очень многие старались отодвинуться. Это выражалось в том, что человек невольно отходил на шаг назад. Если я подходила ближе, история повторялась. В дальнейшем, человек начинал нервничать, хмуриться, старался быстрее закончить разговор. Незнакомые люди старались отодвинуться незаметно, молча. Если человек был хорошо мне знаком, то в отдельных случаях он старался установить дистанцию более открытым способом: вытягивал руку, спрашивал, например «что мы так жмемся?». Один из знакомых предложил присесть, и расположил стулья напротив, а когда сел, закинул ногу за ногу.

Если же я при общении старалась отойти подальше, ситуация повторялась с точностью до наоборот. Однако в этом случае люди больше удивлялись, спрашивали, почему я шарахаюсь от них.

Если оценивать собственную реакцию, то когда я приближалась к людям слишком быстро, мне приходилось бороться с собой. Появлялось большое желание отойти несколько дальше, появлялось ощущение неудобства, даже тревога. Если я отходила слишком далеко, ощущения были примерно такими же, только состояние тревоги было более слабым.

Рефлексия.

При выполнении этого задания я ощутила, как себя чувствует человек, когда нарушают его личное пространство. Выяснила, что границы личного пространства разных людей составляют около 20-50 см.

В целом мне понравилось выполнение данного задания.