Контрольная работа на тему: Выбор темы исследования. Определение проблемы

Краткое содержание: Проблема и тема исследования, Актуальные вопросы и противоречия технологического образования. 11 страниц.

Проблема и тема исследования

Тесно связаны между собой шаги — определение проблемы и темы исследования. По сути, сама тема должна содержать проблему, следовательно, для сознательного определения и тем более уточнения темы необходимо выявление исследовательской проблемы.

Проблема понимается или как синоним практической задачи (проблема организации свободного времени детей, проблема профилактики трудновоспитуемости), или как нечто неизвестное в науке. Мы будем употреблять это понятие в его втором значении. В этом смысле проблема — мост от известного к неизвестному, конкретное «знание о незнании». Иными словами, проблему можно обнаружить, только хорошо ориентируясь в определенной области, только сопоставляя уже известное и то, что надлежит установить. В отличие от ответа на вопрос решение проблемы не содержится в существующем знании и не может быть получено путем преобразования наличной научной информации. Требуется найти способ получения новой информации и получить ее.

Сущность проблемы — противоречие между установленными фактами и их теоретическим осмыслением, между разными объяснениями, интерпретациями фактов. Научная проблема не выдвигается произвольно, а является результатом глубокого изучения состояния практики и научной литературы, отражает противоречия процесса познания на его исторически определенном этапе.

Сегодня, например, совершенно определенно выявились назревшие противоречия между общим для всех учащихся нормативным содержанием образования и индивидуальными возможностями, склонностями, интересами;

между задачами формирования здорового человека и однообразием школьных занятий, гиподинамией, перегрузками учебными заданиями;

между разнообразными воспитательными возможностями среды и относительной замкнутостью, закрытостью образовательно-воспитательных учреждений;

между воспитанием как руководством, программированием, навязыванием и индивидуальной свободой, суверенностью формирующейся личности.

Вытекающая из выявленных противоречий проблема должна быть актуальной, отражать то новое, что входит или должно войти в жизнь. Таковы в настоящее время проблемы, связанные с гуманизацией и демократизацией образования, учетом индивидуальных особенностей и реализацией возможностей каждого школьника, формированием воспитывающей среды в школе и микрорайоне, комплексной профилактикой и реабилитацией несовершеннолетних.

Ученые настойчиво подчеркивают мысль о том, что правильная постановка проблемы — залог успеха научного поиска. «Когда мы сможем сформулировать проблему с полной четкостью, мы будем недалеки от ее решения», — утверждал У. Р. Эшби. «Часто правильно поставленный вопрос означает больше, чем решение проблемы наполовину», — заметил В. Гейзенберг.

Источником проблемы обычно являются узкие места, затруднения, конфликты, рождающиеся в практике. Возникает потребность их преодоления, отражающаяся в выявлении насущных практических задач. Таковы задачи устранения разрыва между обученностью и воспитанностью, формальными и неформальными молодежными структурами, профилактики трудновоспитуемости, координации усилий школы, семьи и других воспитательных институтов и т. д. Непосредственно побуждением к анализу, размышлениям, поискам могут быть успехи, опыт эффективного преодоления трудностей. Но и в этом случае первоосновой поиска остаются противоречия, осознаваемые как трудности, как барьеры на пути к цели, только уже разрешенные, преодоленные. Чтобы перейти от практической задачи к научной проблеме, необходимо совершить по крайней мере две процедуры:

а)         определить, какие научные знания необходимы, чтобы решить данную практическую задачу;

б)         установить, имеются ли эти знания в науке. Если знания есть и необходимо их только отобрать, систематизировать, использовать, то собственно научной проблематики не возникает. Если необходимых знаний не хватает, если они неполные или неточные, то возникает проблема. Для ее выделения и последующего решения нужно возможно полнее изучить то, что известно по теме, по смежным вопросам. Для решения значительных практических задач часто необходима разработка целого комплекса теоретических и прикладных проблем, и наоборот, разрешение крупной научной проблемы обычно позволяет решить не одну, а целый ряд практических задач. Скажем, для решения практической задачи профилактики правонарушений подростков необходимо разрешение проблем единства воспитания, обучения и развития, формирования разносторонних потребностей, подлинной комплексности воспитания, единого и целостного педагогического процесса. Решение же, например, научной проблемы о критериях воспитанности способствовало бы значительным успехам социально-педагогической диагностики, профилактики отставания и трудновоспитуемости, оперативной коррекции содержания и методов воспитательной работы.

Заключенное в проблеме противоречие должно прямо или косвенно найти отражение в теме, формулировка которой одновременно фиксирует и определенный этап уточнения и локализации (ограничения рамок) проблемы.

Вот примеры актуальных, на наш взгляд, и явно заключающих в себе противоречия тем социально-педагогических исследований.

Самоутверждение личности в разновозрастном коллективе.

Взаимосвязь управления и самоуправления в воспитательной системе.

Свобода личности и педагогическое требование.

Подросток как объект и субъект воспитания.

Профессиональное и непрофессиональное воспитание, их единство и различия.

Стандарт и творческий поиск как компоненты педагогической деятельности.

Проблема может быть заключена в теме и в завуалированном виде, т.е. проблемность темы может обнаруживаться при ее расшифровке, истолковании.

Например, тема «Формирование экологической культуры школьников» проблемна, так как сам феномен культуры противостоит узко понимаемой цели образования как усвоения знаний, умений и навыков, кроме того экология — результат интеграции естественно-научного и гуманитарного знания.

Вытекающие из этих проблем темы должны быть более конкретизированными, привязанными к определенным этапам и условиям педагогического процесса, к конкретным объектам, или связанными с раскрытием определенных аспектов общих проблем.[1]

Актуальные вопросы и противоречия технологического образования

На данный момент времени актуальными вопросами реформирования технологического образования и задачами кадрового обеспечения инновационного развития производства являются следующие:

− общие вопросы технологического образования,

− формирование профессиональных компетентностей педагогических кадров технологического образования,

− современные технологии и инновационное развитие производства,

− концептуальные основы развития профессиональных и профессионально-образовательных систем,

− проблемы реформирования систем образования,

− технологическое образование и социально-трудовая адаптация молодежи,

− дополнительное образование как условие эффективности технологической подготовки обучающихся.

Сейчас как никогда актуальны задачи перехода на новые стандарты общего образования и подготовки педагогических кадров технологического образования. Мировой и отечественный опыт свидетельствует, что технологическое образование обеспечивает процессы социально-экономического развития общества и трудового воспитания подрастающего поколения и играет важную роль в структуре общего и профессионального образования. Происходящие в стране перемены определяют необходимость изменения системы образования с учетом современного состояния производительных сил и производственных отношений. При этом комплексное развитие образовательной системы в значительной мере связано с изменениями в сфере практико-ориентированного обучения подрастающего поколения, отражающего внутренний дуализм и взаимодействие компонентов общего и профессионального образования.

Практика показывает, что снижение уровня технологической подготовки приводит к общей потере маневренности образовательного развития, в то время как сокращение специальных разделов обучения замедляет процессы профессионального становления подрастающего поколения. Это означает, что соотношение трудовой и профессиональной подготовки призвано находиться в стратегическом равновесии с возрастными особенностями и потребностями обучающихся. Нарушения в сфере технологического образования приводят к кризисным явлениям всей образовательной системы и создают проблемы социально-экономического развития общества.

Современное состояние технологического образования отражает общие тенденции в отечественной экономике, сохраняющей зависимость от добычи и продажи природных ресурсов. Для перехода к эффективному развитию общества требуется коренная перестройка экономики. Это означает, что поставленная задача перехода страны к инновационной экономике носит глобальный, стратегический характер и связана с необходимостью кадрового обеспечения развития производства на основе технологического образования.

В то же время, анализ происходящих изменений в российском образовании указывает на развитие противоположных процессов. На рубеже XX–XXI веков в отечественной школе началось и продолжается сокращение системы технологической подготовки школьников, отражающее снижение престижа и потребности в профессиональной деятельности, не связанной с добычей и продажей природных ресурсов.

Развитию негативных процессов способствовали как внешние, так и внутренние проблемы системы технологического образования. Поставленные задачи освоения школьниками основ современных производственных и социально-экономических процессов не были реализованы в отсутствие надлежащего педагогического, кадрового и материально-технического обеспечения. Вместо преодоления проблем развития, в начале 2000-х гг. было принято решение об отказе от разделов школьных программ, связанных с изучением наукоемких производственных, экономических, информационных и других современных технологий.

Сокращение содержательной базы до основ трудового обучения привело к саморазрушению системы технологической подготовки.

Внедрение новой образовательной области «Технология» привело к появлению нескольких заметно различающихся концептуальных и методических трактовок ее предметного содержания. Так, в некоторых общеобразовательных учреждениях обучение учащихся созидательным (материальным) технологиям подменяется преподаванием только информационных компьютерных технологий. Это приводит к тому, что для школьников 10-15 лет реальный мир созидательной деятельности подменяется экранным, виртуальным. В старших классах полной средней школы образовательная область «Технология» заменяется углубленными курсами по физике, химии, математике, биологии и другим предметам. Тем самым обучающихся в общеобразовательных учреждениях преднамеренно ориентируют только на вуз, не учитывая общих тенденций и характера регионального рынка труда и профессий. Особенно заметно это проявляется в крупных городах.

Слабо решается одна из центральных задач - внедрения образовательной области «Технология» - усиление влияния ее содержания на жизненные и профессиональные планы учащихся.

Показательно, что профессиональные интересы и намерения учащихся сельских школ заметно отличаются от их городских сверстников. Более трети юношей и девушек на селе заинтересованы в получении сельскохозяйственной профессии, 30% хотели бы овладеть углубленными технологическими знаниями и умениями для эффективного ведения личного подсобного и возможно фермерского хозяйства.

Выявленные образовательные и профессиональные намерения учащихся не соответствуют текущим и перспективным региональным потребностям в кадрах.

Остается острой и проблема педагогических кадров для преподавания технологии. Число их в школах заметно сократилось. Это вызвано во многих случаях выходом из строя учебно-материальной базы мастерских, а также низким уровнем оплаты труда.

Негативным фактором для педагогов являются также сложности учебно-методического обеспечения процесса обучения технологии. Малые тиражи учебной и методической литературы, высокая цена делают для большинства общеобразовательных учреждений и учителей недоступными научно-методические журналы, учебники, пособия.

В современных социально-экономических условиях, указывается в решении коллегии, преподавание образовательной области «Технология» приобретает первостепенное значение и в новом учебном году должно развиваться в следующих основных направлениях. Прежде всего, требуется разработка новой методологии подготовки учащихся общеобразовательных учреждений с позиций придания развивающей, политехнической, технологической и информационной направленности содержанию образования по всем предметам.

Изменяющееся содержание по образовательной области «Технология» требует разработки обновленного учебно-методического обеспечения, учитывающего вариативность программ, уровневую и профильную дифференциацию, практико-ориентированную направленность материала, сочетание репродуктивной и продуктивной деятельности учащихся, в том числе и проектной. Преподавание технологии должно осуществляться на базе имеющихся или создаваемых вновь учебных кабинетов и мастерских. Однако пока финансовые возможности не позволяют создавать и поддерживать во всех общеобразовательных учреждениях необходимую для обучения технологии учебно-материальную базу.

Основное противоречие технологического образования учащихся и студентов, построенного на объективно сложившихся принципах и нормах индустриального (экстенсивного) общества, состоит в том, что его содержание и результаты перестали соответствовать характеру реальной преобразовательной деятельности, ее результатам, последствиям и тенденциям. Противоречивый характер преобразовательной деятельности не является предметом изучения в системе технологического образования, которое традиционно строится на принципах его эффективности для человека и общества в текущей действительности или в ближайшей перспективе, а также в локальных условиях («здесь и сейчас») без достаточного учета сопутствующих результатов и последствий, в том числе - «отложенных» в будущее. Система образования вводит учащихся в ту же самую парадигму преобразовательной деятельности, которая привела к возникновению множества локальных и глобальных проблем. Содержание технологического образования не отражает проблем устойчивого развития, сосредотачивая свое внимание на обучении учащегося отдельным приемам, процедурам, средствам преобразования материалов, энергии, информации в процессе трудовой деятельности, оставляя за рамками образовательного процесса общие смыслы, цели, проблемы, противоречия и тенденции технологического развития, а также отношение к нему человека и общества.

Проблема технологического образования состоит в том, что в условиях глобализации преобразовательной деятельности проектирование содержания ограничено некоторой локальной областью воздействия человека или группы людей на преобразуемый объект и в незначительной степени учитывает возникающий кооперативный эффект от совместного действия множества преобразовательных систем.

В настоящее время не разработано определенной целостной теоретико-методологической основы проектирования содержания технологического образования для условий перехода общества (цивилизации) к постиндустриальному этапу развития, что составляет научную проблему, которая, в свою очередь, складывается из множества проблемных вопросов, не имеющих в настоящее время приемлемых теоретических решений, необходимых с исторической точки зрения.[2]

В основе кризисных явлений лежит несоответствие состояния технологического образования современным вызовам и процессам социально-экономического развития общества, интересам и запросам обучающихся. Кризис технологической подготовки школьников показывает, что назрела необходимость реформирования системы технологического образования [3, c. 257-261].

Литература

  1. Загвязинский В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. И.Загвязинский, Р.Атаханов. — 3-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 208 с.
  2. Овечкин Владимир Петрович. Теоретико-методологические основы проектирования содержания технологического образования учащихся: диссертация... д-ра пед. наук.- Ижевск, 2006.
  3. Серебренников Л. Н. Актуальные проблемы технологического образования. По материалам работы XVI Международной научно-практической конференции «Технологическое образование как фактор инновационного развития страны». //Ярославский педагогический вестник – 2010 – № 4 – Том II (Психолого-педагогические науки). – с. 257-261.


Скачать

Для получения возможности скачивания файлов и добавления комментариев - войдите на сайт или зарегистрируйтесь.