Печать
Категория: Контрольные
Просмотров: 1808

Контрольная работа на тему: Методика организации учебного процесса по технологии в школьных мастерских

Краткое содержание:

Требования к школьным мастерским.

Организация практической деятельности учащихся в столярной мастерской

Этапы формирования трудовых умений и навыков

Сущность инструктирования во время работы в школьных мастерских

Рабочее место учащегося. Требования к нему. Пример оснащения по конкретной профессии

Режим работы учащихся с учетом возрастного фактора

Организация трудового обучения в 5-7 классах

25 стр.
Скачать
полную версию контрольной

Примерное содержание контрольной.

Требования к школьной мастерской

Оснащению учебных мастерских, разработке требований к организации материальной базы посвящены диссертационные исследования, литература по педагогике, гигиене, доклады на конференциях по школьному оборудованию, статьи в научно-методическом журнале "Школа и производство".

А. Я. Сова выделяет шесть основных требований: педагогические, экономические, эргономические, технические, технической эстетики, санитарии и гигиены. Мы считаем, что учебные мастерские трудового обучения для учащихся V-IX классов должны отвечать следующим требованиям:

- организационно-педагогическим;

- эргономическим,

- эстетическим;

- технико-экономическим;

- технико-технологическим.

В настоящее время большое значение приобретают эргономические требования к оборудованию и организации учебных мастерских для трудового обучения учащихся V-IX классов".

Данные физиологов и гигиенистов свидетельствуют, что в процессе трудового обучения совершенствуется координация движений, укрепляется костная система, развивается мышечная система, улучшается работа дыхательной и сердечно-сосудистой систем, усиливается обмен веществ. Возможности создания оптимальных гигиенических условий в учебных мастерских зависят в значительной мере от внешней среды, в которой проходит трудовой процесс (воздушно-теплового и светового режима, цветового оформления).

Создать оптимальный воздушный режим в учебных мастерских возможно при правильной организации проветривания помещения, во время перемен, осуществляя сквозное проветривание (одновременно открывая окно и дверь). Во время урока приток свежего воздуха обеспечивают форточки или фрамуги. Температурный режим необходимо контролировать термометром, установленным в мастерских.

Для создания благоприятной световой обстановки в учебных мастерских и прежде всего, для охраны зрения учащихся, большое значение имеет естественное и искусственное освещение.

Все школьные помещения должны иметь естественное освещение, достаточное, равномерное, не слепящее. В учебных мастерских основной световой поток должен поступать с левой стороны от учащихся. Для характеристики освещения дневным светом пользуются следующими показателями. Искусственное освещение в школах должно соответствовать требованиям главы СНиП 11-4-79 "Естественное и искусственное освещение".

Уровень искусственного освещения на рабочих поверхностях в мастерских по обработке древесины и металла должен быть не менее 300 лк. При работе в мастерских рабочая поза учащегося должна быть национальной, чтобы обеспечить высокую работоспособность при минимальных физических затратах.

Правильная рабочая поза – это прямое или слегка наклоненное вперед положение корпуса с небольшим наклоном головы, равномерное распределение нагрузки как на правую, так и на левую часть тела, невозможности частая смена положения тела, так как статическое усилие по удержанию тела в определенной позе особенно утомительно, недопущение сдавливания грудной и брюшной полости и отсутствие перенапряжения зрения[6].

Исследование физиологов и гигиенистов показали, что правильная рабочая поза обеспечивает в первую очередь соответствие размеров оборудования размерам частей тела работающего, в частности, соответствие высоты рабочего места росту школьников.

Чтобы предупредить развитие статического утомления, которое возникает при постоянной работе в положении стоя, каждое рабочее места в столярной и слесарной мастерской необходимо оборудовать сидениями (откидными, на кронштейнах, табуретами высотой 40-42 см), тогда учащиеся смогут периодически менять рабочую позу[7].

Организация практической деятельности учащихся в столярной мастерской

Занятия по трудовому обучению проводятся в учебных мастерских школы. Здесь для каждого из учащихся выделено постоянное рабочее место, т.е. закреплен определенный участок помещения с установленным на нем оборудованием: верстаком, столом и т.п. На рабочем месте должен всегда образцовый порядок, инструменты кладут только те, которые нужны на данном уроке. Пользоваться инструментами – режущими, колющими, ударными, измерительными – нужно осторожно, умело, чтобы не получить травму самому и не поранить товарища.

Правила поведения в учебных мастерских:

1. Соблюдать порядок и режим работы в учебных мастерских:

являться на занятия в спецодежде (фартук и нарукавники или халат, головной убор);

иметь тетрадь и необходимые принадлежности для выполнения графических работ и записей;

в начале урока по указанию учителя занять свое рабочее место.

2. Строго соблюдать правила безопасности труда.

3. Содержать в чистоте и порядке рабочее место. Бережно относиться к оборудованию, инструментам и материалам.

4. После урока убрать рабочее место и сдать их учителю.

Основным оборудованием столярной мастерской является верстак. Обработку древесины выполняют на столярном верстаке. Известно много конструкций столярных верстаков. Несмотря на многообразие столярных верстаков, все они имеют деревянное или металлическое основание (подверстачье) и деревянную крышку с зажимами. Для экономии трудовых движений и мышечных усилий все оборудование на рабочем месте делят на предметы постоянного и временного пользования, за которыми закрепляются определенные места хранения и расположения. Предметы, используемые чаще, располагают в пределах досягаемости левой и правой рук, согнутых в локте. Предметы, которыми пользуются реже, кладут дальше, но в зоне досягаемости свободно вытянутых рук при наклоне корпуса вперед (к верстаку) не более 30%.

По возможности избегают такого размещения оборудования, которое требует поворотов и особенно наклонов корпуса, а также перекладывания предметов из одной руки в другую.

Для изготовления любого изделия надо знать его устройство, форму и размеры деталей, материал, из которого они сделаны, способы соединения деталей между собой. Все эти сведения отражаются в чертеже, эскизе или техническом рисунке.

Прежде чем изготовить какое-либо изделие, заготовку надо разметить, т.е. указать точками и линиями границу ее обработки. Разметку выполняют карандашом с помощью разметочных инструментов (измерительной линейки, столярного угольника, рейсмуса) в соответствии с чертежом, эскизом, техническим рисунком.

От точности выполнения разметки зависит качество изделия. Не забывайте о припуске. Припуск – слой древесины, который снимается при обработке заготовки (при пилении обычно дают припуск до10 мм, при строгании – до 5 мм). Сегодня без полной комплектации школьных мастерских учитель затрудняется полноценно проводить уроки. Вряд ли новые учебные программы и учебники, как бы основательно они ни были подготовлены, могут быть реализованы учителем в полном объеме без оснащения учебного процесса средствами обучения.

В значительной степени зависимость учебного процесса от материальной обеспеченности можно снизить за счет тщательного планирования практической деятельности учащихся.

Одним из вариантов является парная деятельность. Ученики по желанию разбиваются по парам, и учителем каждой паре дается задание по видам практической деятельности, например, строгание древесины. Целью задания является освоение приемов строгания рубанком. Учащиеся уже знают устройство рубанка и методы строгания. Учителем выдаются заготовка и инструмент каждой паре. Выбрав верстак, учащиеся заготовку крепят на верстаке с помощью тисков и начинают строгать, поочередно заменяя друг друга. Это позволяет контролировать действия другого и делать перерыв. По требованиям гигиенических норм ученик 5-го класса должен выполнять практическое задание, связанное с физической нагрузкой не более 10 минут. Третий способ заключается в совмещении двух процессов обработки древесины: пиление и строгание.

Вначале учитель проводит теоретические занятия по данным темам. На следующих занятиях учащиеся приступают к выполнению практической части.

Учащиеся делятся на две группы: 5 человек выполняют пиление, 5 человек – строгание. Затем наоборот. В результате все учащиеся получают одинаковые умения и навыки. Однако в данном способе преподавателю сложнее контролировать работу учащихся, так как выполняются сразу два процесса.

Этапы формирования трудовых умений и навыков

В трудовом обучении все методы могут быть конкретизированы по трем группам – в соответствии со способом передачи и усвоения информации: словесные, наглядные и практические. Словесные методы предполагают несколько непременных условий, которые профессионал должен выполнять.

Дикция, темп и четкость речи очень важны для ее адекватного восприятия школьниками. Ясно произносимые термины, сопровождающиеся паузами для осмысливания, словесные описания, данные в таком темпе, что они понимаются и запоминаются, - все это обычные методические условия устного изложения.

В практике учителя технологии одно из самых важных мест занимают демонстрационные (наглядные) методы обучения. Так в методике принято называть совокупность действий учителя, которая состоит в показе учащимся самих предметов или их моделей, а также в представлении им определенных явлений или процессов с объяснением их существенных признаков. Позволить учащимся по возможности воспринимать предмет разными органами чувств, а не только посредством зрения;

Стараться, чтобы важнейшие особенности предметов производили на учащихся наиболее сильное впечатление;

Позволить учащимся увидеть предметы и процессы в присущих им движениях и изменениях.

Что же касается демонстрации трудовых приемов, то здесь применяют следующую методику:

- показ трудового процесса;

- показ его в замедленном темпе;.. Практические методы должны варьироваться учителем в применении: в зависимости от периода обучения и, в значительной степени, от возраста обучаемых. Так, на первоначальных этапах обучения могут применяться подготовительные упражнения по выработке правильной позы, умению держать инструменты, по координации и т.д. Привыполнение упражнений учитель технологии должен предотвращать торопливость, побуждать учеников внимательно следить со своими действиями и оценивать их результат.

Практические методы направлены, прежде всего, на непосредственное познание действительности, и самостоятельность школьников должна развиваться и всемерно поддерживаться с первых же занятий.

Методы практических занятий охватывают достаточно широкую область действия учащихся, но общее в них то, что преобладает применение знаний в решении практических задач. А это побуждает школьников к приобретению новых и углублению имеющихся знаний.

Сущность инструктирования во время работы в школьных мастерских

Используемые в производственном обучении документы письменного инструктирования имеют две стороны: производственно-технологическую, определяющую, что и в какой последовательности делать для получения необходимого результата обучения, и учебно-инструктивную, содержащую указания, как делать.

В зависимости от целей и периода обучения можно выделить документы письменного инструктирования пяти видов. Карты-задания бывают различного вида.

Первый, основной вид - карта-задание – по изучению устройства и принципа работы оборудования.

Второй вид – по фиксации трудовых действий, изучению технологических процессов, отработке фактического хода трудового процесса.

Карты – задания третьего вид - по обнаружению реальных отклонений и нарушений от норм, правил, технологии.

Четвертый вид карты-задания – служит для выработки конкретных действий, определения условий, решения ситуационных задач, разрешения производственных ситуаций.

Пятый вид – используется для обобщения собственного опыта учащихся.

Применение письменных инструкций-заданий для изучения учащимися оборудования и технологических процессов на предприятиях создает условия для формирования у них таких профессионально важных умений и навыков, как анализ, синтез, систематизация, выделение наиболее существенного и т.п.

Применение письменных инструкций создаёт благоприятное условие для формирования у учащихся самостоятельности в работе и способствует успешному решению задачи повышения профессиональной адаптации учащихся – будущих молодых рабочих.

Наибольший эффект управления процессом обучения профессии и самостоятельности учащегося даёт такая организация применения карт, когда они имеются у каждого учащегося на рабочем месте. Такая индивидуализация позволяет учащемуся многократно, независимо от других, обращаться к указаниям, содержащимся в инструкции, в момент необходимости в любых условиях работы. Имея “под рукой” инструкцию, учащийся может постоянно контролировать свои действия и осознанно их корректировать. Применение документации письменного инструктирования, являющейся самостоятельным источником информации, как показывает опыт, дает возможность в значительной степени решить вопрос об эффективном инструктировании каждого учащегося, повысить самостоятельность учащихся в процессе обучения.

Применение письменного инструктирования способствует расширению и укреплению связи теории и практики. Работая с письменной инструкцией, учащиеся широко используют теоретические знания, конкретизируют и расширяют их.

Рабочее место учащегося. Требования к нему. Пример оснащения по конкретной профессии

Несмотря на свою функциональную направленность, любая мастерская должна отвечать следующим требованиям:

    выполнение санитарно-гигиенических требований; требований по ТБ, ПБ;

    организация рабочих мест учащихся;     оформление интерьера (в том числе образцами работ, выполненными учителем, и выставки работ учащихся);

    оснащение мастерских методическими и дидактическими материалами, ТСО;

    наличие документации мастерской (журнал заявок для текущих работ, инвентарная книга, план развития и совершенствования учебно-материальной базы мастерской и т.д.)

Учебные мастерские – специально оборудованные помещения для обучения подростков 14-17 лет различным видам ремесел ручными инструментами и на станках.

Мастерские по обработке тканей и кулинарии

Мастерские по обработке тканей и кулинарии могут быть раздельными или совмещенными. В последнем случае для работы с пищевыми продуктами в них выделяется специальная зона (20-25 % площади). Места для влажно-тепловой обработки, швейные машины 51-А класса следует располагать в непосредственной близости от рабочего места учителя. К мойкам в мастерских подводится горячая и холодная вода. При отсутствии в школе горячего водоснабжения мойки оборудуются настенными электрическими или газовыми нагревателями.

Рабочее место учителя в мастерской по обработке тканей дополнительно оборудуется манекеном с комплектом чертежей основных швейных изделий.

Особое внимание уделяется примерным нормам расстояния между оборудованием.

Примерные нормы расстояний мм
Ширина проходов между торцами станков или верстаков    800;
Ширина проходов между рядами    1200;
Ширина проезда в центре мастерской       2000;
Расстояние от стены или колонны до тыльной стороны станка          50;
Расстояние до другого станка          800-1000

В зависимости от конфигурации помещения и вида освещения применяется фронтальная и линейная расстановка оборудования. В соответствии с нормативами, каждая учебная мастерская оснащается умывальниками (в большинстве случаев допускается их размещение в прилегающих рекреациях) из расчета количества 4- 20 % от числа учащихся, а также электросушилками для рук. В специально отведенных местах размещаются емкости для отходов, стружки, мусора, обтирочных материалов. В комплект оборудования мастерских входят носилки и универсальная аптечка скорой помощи, около аптечки указываются адрес и телефон ближайшего лечебного учреждения, а также размещаются противопожарные средства, включая углекислотный огнетушитель.

Режим работы учащихся с учетом возрастного фактора

Режим работы учащихся в учебно-производственных мастерских определяется учебным расписанием. Обычно это еженедельное спаренные уроки общей продолжительностью 80 мин. Для учащихся старших классов, а также в том случае, когда программа трудового обучения увеличивается за счет часов школьного или Регионального компонентов, количество занятий в неделю может быть увеличено. Действующие гигиенические нормы (СП 2.4.2.782 — 99) рекомендуют следующие временные интервалы:

• длительность практической работы на уроках технологии для учащихся V—VII классов не должна превышать 65 % времени занятий;

•длительность непрерывной работы по основным трудовым операциям для учащихся V—VII классов — не более 10 мин, VII — 16 мин.

Учителю технологии нужно знать рекомендацию гигиенистов W отношении оптимальной длительности непрерывного показа фильмов, диапозитивов, кинофильмов и телепередач: для V—VII классов — 20...25 мин; для VIII —XI классов — 25...30 мин.

Понятно, что, как и ко всяким рекомендациям, и к этим нужно подходить с учетом личности школьника (уровня физического развития и типа психического темперамента), но как ориентиры я учителя они должны использоваться обязательно. Немаловажное значение для создания оптимального режима работы в мастерских имеет состояние внешней среды, в которой проводит трудовой процесс (микроклимат, освещение, шум и др.). Об этом говорилось выше, и упоминается еще раз, чтобы подчеркнуть многогранность факторов, воздействующих на подростка в процессе работы в мастерских, необходимость учитывать их. Только комплексный подход, учитывающий совокупность всех условий, позволит соблюсти научно-педагогические требования к организации трудовой деятельности школьника.[8]

Организация трудового обучения в 5-7 классах

Организация и режим занятий для учащихся 5 - 7 классов.

Занятия трудом для школьников 5 - 7 классов проводятся 1 раз в неделю в форме сдвоенных уроков. Выполнение столярных, слесарных работ, занятия швейным делом вызывают напряжение сердечно-сосудистой, мышечной и центральной нервной системы организма, которые у 10 - 13-летних учащихся находятся в стадии развития, поэтому при трудовом обучении необходимо регламентировать длительность непрерывного выполнения основных трудовых операций для школьников 5 - 7 классов на занятиях в столярных, слесарных и швейных мастерских:

а) оптимальная непрерывная длительность выполнения основных столярных операций для учащихся 5 класса равна 8 мин., слесарных - 6 мин.

Допустимая длительность непрерывной работы по основным трудовым операциям для школьников 5 класса не должна превышать 10 мин.;

б) оптимальная продолжительность непрерывной работы по основным столярным операциям в 6 классе равна 11 мин., по слесарным - 9 мин.

Допустимая длительность непрерывного выполнения столярных и слесарных операций для учащихся 6-го класса не должна превышать 13 мин.;

в) оптимальная продолжительность непрерывной работы по основным столярным операциям для учащихся 7 класса не должна превышать 12 мин., оптимальная длительность слесарной работы для школьников 7 класса равна 10 мин.

Допустимая длительность непрерывного выполнения основных трудовых операций для учащихся 7 класса не должна превышать 16 мин.;

г) оптимальная длительность непрерывной работы на электрических швейных машинах должна составлять для школьниц 5-го класса - 5 - 10 мин., для школьниц 6 - 7-го класса - 7 - 12 мин.

Допустимая длительность непрерывной работы на швейных машинах не должна превышать для школьниц 5-го класса - 12 мин.; для школьниц 6 - 7 класса - 15 мин. Для учащихся 5 - 7 классов рекомендуется следующий режим занятий в столярных и слесарных мастерских школ:

а) для учащихся 5 - 6 классов между первым и вторым часом занятий необходимо проведение перемен длительностью 10 - 15 минут, во время которых школьники находятся в рекреационных помещениях, а в мастерских организуется сквозное проветривание;

б) для учащихся 5 классов через каждые 12 мин. практической работы необходимо проведение организованных перерывов (длительностью 3 мин.);

в) для учащихся 6 классов через каждые 15 - 18 мин. работы необходимо проведение организованных перерывов;

г) для учащихся 7 классов организованные перерывы следует проводить через каждые 20 мин. практической работы школьников.

На занятиях швейным делом, кулинарией, электротехникой, конструированием для учащихся 5 - 7 классов рекомендуется следующий режим работы:

а) между первым и вторым часами занятий необходимо проведение перемен 10 - 15-мин. длительности;

б) на занятиях швейным делом в середине каждого часа занятий (45 мин.) необходимо организовать перерывы длительностью 5 мин., во время которых целесообразно проведение физкультпауз, включающих упражнения для плечевого пояса, кистей рук, упражнения для аккомодационного аппарата глаз.[9]

Литература

     Бешенков А. К. Оборудование школьных мастерских. /Пособие для учителей/ – М.: Просвещение, 1987., стр. 90.

    Блонский П. П. Организация труда как учебный предмет в школе II ступени. – Изб.пед. произв. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1981., стр. 169.]

    Оборудование кабинета трудового обучения начальных классов: методические рекомендации. – Минск, 1999., стр. 28.

    Охрана труда и техники безопасности в общеобразовательной школе: Сборник основных приказов, правил, инструкций. – М.: Педагогика, 1998., стр. 16

    Санитарно-гигиенические требования к организации трудового обучения учащихся 1 - 7 классов. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.bestpravo.ru/sssr/gn-praktika/l0w.htm

    Щербаков Н. Н. Оборудование школьных мастерских средствами малой механизации /Из опыта работы/. -М.: Просвещение, 1993., стр. 116.