Печать
Категория: Контрольные
Просмотров: 2259

Контрольная работа по педагогике

Краткое содержание.

План работы:

1. Изучить, что такое педагогический менеджмент.

2. Сделать краткие тезисы наиболее значимых ноу-хау.

22 стр

2012
Скачать бесплатно
полную версию контрольной через магазин (как скачать - смотри на главной странице)

Примерное содержание работы

План работы:

  1. Изучить, что такое педагогический менеджмент.
  2. Сделать краткие тезисы наиболее значимых ноу-хау.

Педагогический менеджмент имеет свою специфику, так как связан с творческой деятельностью людей. В работе В.П. Симонова «Педагогический менеджмент: ноу-хау в области управления образовательным процессом» педагогический менеджмент характеризуется как теория, методика и технология эффективного управления образовательным процессом. Менеджмент вообще можно понимать, как умение руководителя добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, и как сплав науки и искусства управления людьми и социальными процессами.

В проекции на образовательный процесс, педагогический менеджмент – это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления, направленный на повышение эффективности образовательного процесса. В рамках данного определения можно отметить, что любой преподаватель является, по сути, менеджером учебно-познавательного процесса (как субъект управления им), а руководитель ПОУ – менеджером учебно-воспитательного процесса в целом.

Педагогический менеджмент имеет свою специфику и присущие только ему закономерности. Эта специфика выражается в своеобразии предмета, продукта, орудия и результата труда менеджера.

Предметом труда менеджера образовательного процесса является деятельность управляемого субъекта, продуктом труда – информация, орудием труда – язык, слово, речь. Следовательно, можно утверждать: Менеджмент = Организационно-управленческая деятельность. Таким образом, в структуре организационно-управленческой деятельности педагогов профессионального обучения заложены следующие компоненты: организационные - обозначение познавательных целей, прогнозирование результатов, определение средств и методов обучения; управленческие - анализ, целеполагание и планирование, организация и мотивация, контроль и регулирование. Приведем наиболее значимые определения понятия «педагогический менеджмент». Педагогический менеджмент – комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления учебно-воспитательным и учебно-познавательным процессом.

Педагогический менеджмент - теория, методика и технология эффективного управления образовательным процессом, основанная на совокупности философских, педагогических, социальных, психологических, экономических и управленческих понятий, законов и закономерностей[3].

Педагогический менеджмент - комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образованием, направленных на повышение его эффективности. [4]

Можно выделить следующие основные цели педагогического менеджмента:

1) эффективное и планомерное использование сил, средств и времени всех работников учебного заведения и обучаемых; 4) алгоритм формулирования целей (Дж.Л. Моррисс) показывает, что правильное определение целей управления должно начинаться с глагола неопределенной формы или в повелительном наклонении, характеризующего выполняемые действия, и отражать следующие основные положения:

- конкретизировать требуемый конечный результат; - конкретизировать заданный срок достижения цели;

- конкретизировать максимальную величину допустимых затрат, сил, средств, времени и энергии;

- давать, где возможно, количественную характеристику требуемого результата работы, необходимую для подтверждения факта достижения цели;

- оговаривать только то, «что» и «когда» должно быть сделано, не вдаваясь в детали «как» и «почему»;

- отвечать непосредственно целевому назначению и функциональным обязанностям данного исполнителя; - быть понятным всем, кто работает для достижения данной цели.

Цель должна быть:

- реальной и достижимой, но не легкой;

- обеспечивать большую отдачу от затрат времени и ресурсов по сравнению с другими возможными целями; Достижение предусмотренных целей менеджмента требует от руководителя четкого представления о решаемых задачах.

Основные задачи педагогического менеджмента как социальной деятельностной системы определяются следующими посылками:

1) отражают периодичность и последовательность как отдельных действий исполнителя, так и всей его деятельности в целом;

2) предусматривают методики и правила выполнения отдельных видов работы на конкретный отрезок времени;

3) определяют требования к качеству результатов деятельности и эффективности способов достижения намеченных целей с учетом оптимальности затраченных усилий, средств и времени;

4) устанавливают требования к составу и квалификации испол-нителей, определенных для конкретной деятельности (в соответствии с их функциональными обязанностями); Функции педагогического менеджмента (М.А. Гончаров). Важным понятием педагогического менеджмента является понятие о его функциях, которые отражают основное содержание управленческой деятельности, а точнее — законченный цикл определенных действий в сумме и составляющих управленческую деятельность в целом. Другими словами, функция (от лат. function - исполнение) - это отношение между управляющей системой и управляемым объектом, требующее от управляющей системы выполнения определенного действия для обеспечения целенаправленности или организованности управляемых процессов. Существует несколько точек зрения на состав функций педагогического менеджмента (таблица 1).

Функции педагогического менеджмента По М. А. Гончарову По В.П. Симонову

По В.Д. Симоненко, П.И. Третьякову,

Т.И. Шамовой

Информационно-аналитическая

Планирования, или

принятия решения

Планирования Планово-прогностическая

Организации выполнения принятых решений

и планов

Организации выполнения принятых решений

и планов

Организационно-исполнительская
Мотивации Мотивационно-целевая
Контроля Контроля Контрольно-диагностическая
Регулятивно-коррекционная

[6]

 Ноу-хау в образовании

СУЩНОСТЬ СИСТЕМ.

Сумативные (интегративные) как упорядоченность, структура, определенная последовательность чего-либо.

Системы этого вида не имеют единой структуры и определенного количества компонентов: телефон, систематический книжный каталог, мебель в аудитории, компьютер, автомобиль и т.п.

Образовательный процесс представляется как деятельностная система: При отсутствии любого компонента деятельностной системы она перестает существовать;

При отсутствии одного или нескольких элементов в моноструктурной суммативной системе она сохраняется и изменяется только количественно.

Одним из эффективных способов экономии времени, сил и средств, как доказывают исследования, служит внедрение научной организации труда (НОТ) в деятельность руководителей учебных заведений, преподавателей и учащихся.[8]

Сущность НОТ в педагогической деятельности всех преподавателей и руководителей образовательного учреждения заключается: • кооперации и разделении труда между администрацией и общественными организациями;

- оптимальном режиме труда и отдыха, их чередовании и дозировке с учетом научных рекомендаций;

• постоянном совершенствовании условий труда;

• осуществлении мероприятий по укреплению трудовой и учебной дисциплины;

• во внедрении технических средств в образовательный процесс и управление им, особенно в сфере новых информационных технологий.[9]

Как показало проведенное нами исследование, для выработки системы научной, организации труда в учебных заведениях необходим ряд примерно следующих действий и параметров:

- планирование деятельности педагогического коллектива и отдельных его сотрудников с учетом реального бюджета времени и упорядочение рабочего дня на этой основе; -проявление самостоятельности, активности и инициативности и воспитание данных качеств у подчиненных и учащихся (студентов);

- умение не отвлекаться и не давать отвлекать себя от намеченного плана действий;

- корректирование своих действий при резком изменении внешних факторов и обстоятельств;

- своевременная проверка качества и сроков исполнения выданного подчиненным задания, умение

- Умение принимать не только уравновешенные и осторожные, нои рискованные (в пределах разумного) решения.

Только система НОТ как сумма и последовательно определенных действий и приемов позволяет максимально экономить время, силу и энергию коллектива.[10] Сущность планирования заключается в определении основных видов деятельности и мероприятий с определением конкретных исполнителей и сроков исполнения. Цель планирования в образовательном учреждении состоит в выработке единства действий административного и педагогического коллектива, с одной стороны, и коллектива обучающихся (воспитанников) — с другой.

Достичь успеха можно при соблюдении главных условий:

• знание уровня, на котором находится коллектив к началу планирования;

• четкое представление об уровне, на который должна быть поднята работа к концу планируемого периода;

• выбор эффективных путей и средств планируемой деятельности.

Осуществление планирования требует специальных знаний, умений и навыков, позволяющих четко сформулировать цели обучения и воспитания, а также умения глубоко, на научной основе, анализировать степень достижения поставленных целей и задач.[12]

Симонов В.П. предлагает новую философию оценки обученности личности и возможные пути преодоления проблем учащихся.

«Пятибалльная» шкала существует в России с 1944 года и является ранговой - расставляющей учащихся по местам:

«5» - первое место «по успеваемости»,

«4» - второе,

«3» - третье и т.д.

Баллы «2» и «1» - полное отсутствие прироста знаний и умений. Обученность 0.

Балами 3, 4, 5 и соответствующими им оценочными суждениями оцениваются: учащиеся гимнастических классов и классов одаренных детей; учащиеся общеобразовательных классов и классов коррекционно-развивающего обучения. Различить эти оценки невозможно, что становится серьезным противоречием, вследствие чего возникает недостоверность оценки обученности человека в целом.

В итоге сформировался культ оценки (оценка «успеваемости»), а должен быть культ знаний (оценка обученности)!

С баллами ранговой шкалы никаких арифметических действий производить нельзя и все разговоры о «среднем балле» в этом случае - это математический нонсенс!

Бессмысленно, например, суммировать места занятые спортсменами (1+2+3=6, 6:3=2) и утверждать при этом, что они, в среднем, находятся на втором месте(?!). [13]

Такой подход абсурден, однако как раз это и наблюдается при подсчёте среднего балла и так называемого «процента качества».

Продолжается наказание детей даже за хорошие оценки: почему ты получил «4»?!, не говоря уже о тройке или двойке.

Всё это даже в настоящее время приводит некоторых школьников к суициду.

Взамен предлагается полностью положительная Десятибалльная шкала.

1 балл – «Очень слабо». (Присутствовал на занятии, слушал, смотрел, записывал под диктовку учителя и товарищей, переписывал с доски и т.п. Пришел с невыполненным домашним заданием). Обученность в этом случае около 1 %.

2 балла – «Слабо». (Отличает какой-либо процесс, объект и т.п. от их аналогов только тогда, когда ему их предъявляют в готовом виде. «Скачал» работу с Интернета и т.п.). Обученность от 2 до 4 %. Оба эти показателя вместе характеризуют уровень «Различения» (распознавания), уровень знакомства с данным материалом, объектом или явлением.

3 балла – «Посредственно». (Запомнил большую часть текста, правил, определений, формулировок, законов и т.п., но объяснить ничего не может (механическое запоминание). Обученность в этом случае от 5 до 9 %.

4 балла – «Удовлетворительно». (Демонстрирует полное воспроизведение изученных правил, законов, формулировок, математических и иных формул и т.п., однако, затрудняется что-либо объяснить). Обученность от 10 до 16 % . Оба эти показателя характеризуют уровень «запоминания» - неосознанное воспроизведение усвоенного материала (магнитофон, попугай, ученик «зубрилка»).

5 баллов - «Недостаточно хорошо». (Объясняет отдельные положения усвоенной теории, иногда выполняет такие мыслительные операции, как анализ и синтез.) Обученность от 17 до 25 %.

6 баллов – «Хорошо». (Отвечает на большинство вопросов по содержанию теории, демонстрируя осознанность усвоенных теоретических знаний, проявляя способность к самостоятельным выводам и т.п.). Обученность от 26 до 36 % (62 =36). Эти показатели характеризуют уровень «поминание» - т.е. осознанное воспроизведение усвоенного материала.

7 баллов – «Очень хорошо». (Четко и логично излагает теоретический материал, свободно владеет понятиями и терминологией, способен к обобщению изложенной теории, хорошо видит связь теории с практикой, умеет применить ее в простейших случаях.). Обученность от 37 до 49 %.

8 баллов – «Отлично». (Демонстрирует полное понимание сути изученной теории и применяет ее на практике легко и не особенно задумываясь. Выполняет почти все практические задания, иногда допуская незначительные ошибки, которые сам и исправляет.) Обученность от 50 до 64 %.

Оба эти показателя характеризуют уровень «Элементарные умения и навыки» - т.е. - репродуктивный уровень применения теории на практике.

9 баллов – «Великолепно». (Легко выполняет практические задания на уровне «переноса», свободно оперируя усвоенной теорией в практической деятельности.). Обученность от 65 до 81 %.

10 баллов – «Прекрасно». (Оригинально, нестандартно применяет полученные знания на практике, формируя самостоятельно новые умения на базе полученных ранее знаний и сформированных умений и навыков). Обученность от 82 до 100 %. Оба эти показателя характеризуют творческий уровень - «Перенос», т.е.- применение Теории на практике в нестандартных, не алгоритмизированных ситуациях.При использовании полностью положительной, математически обоснованной (степенной) 10-и балльной шкалы уровень обученности личности определяется:

«ОБУЧЕННОСТЬ = ПОЛУЧЕННЫЙ БАЛЛ В КВАДРАТЕ»

Пример:

7 баллов– обученность 49%;

7,2 балла – обученность 52%

Новая философия оценки:

Существующие реально только три положительных балла т.н. «пятибалльной» шкалы не позволяют достоверно оценить пять показателей степени обученности личности:

-      различение

-      (узнавание),

-      запоминание,

-      понимание,

-      репродуктивный и

-      творческий уровни

плюс старание, прилежание, творческое озарение, талант, оригинальность мышления обучаемого и т.п.[15]

Эффективность занятий в значительной мере предопределяется степенью активности и заинтересованности обучающихся в учебно-познавательном процессе тем, насколько у них выработана положительная установка на учебно-познавательную деятельность вообще и на конкретный учебный предмет в частности.[16]

Важное условие совершенствования самостоятельности в учебно-познавательной деятельности обучающихся в ходе занятий (и показатель эффективности управления этой деятельностью преподавателем) — развитие речи, письменных, графических и специальных умений и навыков обучающихся. Как показывает проведенное нами исследование, преподаватель вследствие большой информационной загруженности занятий и уверенности в том, что он сам изложит материал лучше, быстрее и четче, часто сам занимает основное время, не позволяя тем самым говорить обучаемым. Такой недостаток, в частности, устраняется при организации и использовании проблемных ситуаций, когда в обсуждение активно включается вся группа. Важна и работа с книгой, например для анализа и вычленения существенной информации и т.п.[17]

Список литературы

Симонов, В. П. Педагогический менеджмент: Ноу-хау в образовании [Текст]: учеб. пособие / Симонов В. П. – М.: Высш. образование, 2007. – 357 с.

Понятия «управление» и «педагогический менеджмент». Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.profile-edu.ru/ponyatiya-upravlenie-i-pedagogicheskij-menedzhment-page-3.html

Менеджмент, маркетинг и экономика образования [Текст] : учеб. пособие / под ред. А. П. Егоршина, Н. Д. Никандрова. – Н. Нов-город: НИМБ, 2004. – 526 с.

Гончаров, М. А. Основы менеджмента в образовании [Текст]: учеб. пособие / М. А. Гончаров. – М.: КНОРУС, 2006. – 480 с.

Львов Л.В. Педагогический менеджмент: учебное пособие. - Челябинск: ЧГАУ, ЮУНОЦ РАО, 2008. – 178 с.

Лекции В.П.Симонова Официальный сайт автора: www.vpsimonov.ru.

В работе объемные приложения.