Курсовая работа:
Стили педагогического общения и проблемы педагогических установок социального педагога
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТИЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ И ПРОБЛЕМ УСТАНОВОК СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
1.1. Понятие стилей педагогического общения, их классификации и характеристика
1.2. Особенности стилей педагогического общения социального педагога
1.3. Педагогическая установка социального педагога: понятие и сущность
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТИЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ
2.1. Ход исследования стилей педагогического общения и педагогических установок социального педагога, его методы
2.2. Анализ результатов исследования
2.3. Рекомендации по корректировке стиля педагогического общения социального педагога
Заключение
Список литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Профессия “социальный педагог” в России является новой, порядка десяти лет назад (80-90-е годы) в стране сложились все предпосылки для перехода социальной работы к государственному уровню решения проблемы, к созданию целостной системы социальных служб.
Социальный педагог — организатор внеучебной работы (классный воспитатель) [34, c. 9]. Школьный социальный педагог – действует в общеобразовательной или профессиональной школе, внешкольных и дошкольных учреждениях, социальных приютах, детских домах, школах-интернатах, школах реабилитации и других образовательных учреждениях. В организации своей работы школьный социальный педагог даёт приоритет созданию здорового микроклимата в коллективе, гуманизации межличностных отношений, способствует реализации способностей каждого, защите интересов личности, организации досуга, включению в социальную полезную деятельность, изучает специальные проблемы школьников и учителей, принимает меры к их решению.
Деятельность социального педагога обращена, прежде всего, к личности ученика. Безусловно, что развитие личности ребенка не может быть рассмотрено вне социального контекста, однако задача социального педагога состоит не в адаптации учащегося, а в создании условий для развития его активного отношения к миру.
Социальный педагог, пользуясь результатами деятельности психолога, работает с ребенком, прежде всего, занимаясь непосредственно разработкой и реализацией индивидуальной программы развития каждой конкретной личности.
Современная школа остро нуждается в поддержке и развитии системы социально-психологического сопровождения учащихся. Рост детской преступности, подростковая наркомания, компьютерная зависимость и «виртуальная» агрессия у детей, отсутствие системы общечеловеческих ценностей у подрастающего поколения (толерантности, умения общаться, культуры) – все эти проблемы остро стоят перед школой, и всем обществом в целом. Их решение невозможно без профессиональной работы профильных специалистов – социальных педагогов и психологов.
Многообразие трудностей в общении со школьниками, с которыми сталкиваются не только педагоги в реальной жизни средней и высшей школы, но и педагоги-психологи заставляет обратиться к изучению специфики взаимоотношений «учитель-ученик», определяемой прежде всего индивидуальными особенностями обеих сторон педагогического взаимодействия. Преодоление этих трудностей в рамках педагогической работы ведет неизбежно к поиску учителем собственного стиля педагогического общения.
Степень изучения проблемы. Изучение профессионального труда педагога привело к появлению таких направлений, как: психологическая организация педагогической деятельности (Н.В.Кузьмина), педагогические способности (Н.А.Аминов, Ф.Н.Гоноболин, В.А.Крутецкий, Н.В.Кузьмина, Н.Д.Левитов), педагогический такт (И.Е.Синицина, И.В.Страхов), педагогическое мастерство (Ф.Н.Гоноболин, С.Б.Елканов, Н.В.Кузьмина, А.А.Леонтьев, А.В.Мудрик), личностное становление учителя (Л.М.Митина, В.А.Сластенин, А.И.Щербаков), личностно-ориентированный и личностно-деятельностныи подход (И.А.Зимняя, И.С.Якиманская), индивидуальные различия в системе «учитель-ученик» для традиционного и нетрадиционного образовательных пространств (Н.А.Аминов, Э.А.Голубева, М.К.Кабардов, М.Г.Каспарова, А.И.Крупнов) и др.
В большинстве работ профессиональные умения педагога дополняются профессионально важными качествами (Джиффорд, Стоддарт, 1991; Дубровина, 1997, 1998; Джадж и Сайке 1991; Карне, 1991; Кларин, 1995; Зязюн, 1989; Маркова, 1994; Митина, 1994; А.А.Леонтьев, 1996).
В этих направлений ведущим остается исследование такого психологического и психофизиологического феномена, как индивидуальный стиль деятельности педагога.
Влияние природных предпосылок на формирование индивидуального стиля деятельности различных возрастных и профессиональных групп изучалось в работах В.С.Мерлина, Е.А.Климова и их сотрудников и последователей. В последние десятилетия предметом анализа стал индивидуальный стиль педагогического общения.
Можно выделить два подхода в изучении педагогического общения: а) изучение взаимосвязей природных предпосылок и стилей ПО (В.С.Мерлин, Е.А.Климов, Б.А.Вяткин, Н.А.Аминов, Н.И.Петрова, А.Г.Исмагилова, Т.М.Хрусталева, А.И.Щебетенко и др); б) исследование стиля педагогического общения как результат социально-педагогического воздействия (И.А.Зимняя, В.А.Кан-Калик, Я.Л.Коломинский, А.А.Леонтьев, А.К.Маркова, Л.Я.Никонова).
Экспериментальное исследование этих проблем позволяет углубить представления об индивидуальном стиле педагогического общения, способствует решению важных теоретических проблем психологии, касающихся взаимодействия объективных и субъективных факторов формирования личности и регуляции поведения и деятельности человека биологическими и социальными детерминантами.
Гипотеза: стиль педагогического общения и педагогические установки социального педагога оказывают большое влияние на эффективность обучения и воспитания школьника.
Объект исследования – стили педагогического общения и педагогические установки социального педагога.
Предмет исследования - индивидуальные различия в коммуникативных стилях педагогического общения, особенности и проблемы педагогических установок.
Цель исследования - изучение стилей педагогического общения и проблем педагогических установок социального педагога.
Задачи:
1. Изучить существующие стили педагогического общения.
2. Изучить понятие педагогических установок и проблем, связанных с ними.
3. Изучить стили педагогического общения и педагогические установки педагогов общеобразовательной школы № 21 при помощи психологических методик. Проанализировать полученные результаты.
4. Дать рекомендации по корректировке стиля педагогического общения и педагогических установок для педагогов.
Методы исследования: проведение психодиагностической процедуры тестирования с использованием методик:
1.Методика «Диагностика стилей педагогического общения» (Юсупов И.М.).
2. Методика «Диагностика стилей руководства». (А.Л.Журавлев)
3. Методика «Ваша коммуникативная установка».
Экспериментальное исследование проводилось среди педагогов общеобразовательной школы №21, была исследована группа в количестве 10 человек.
Научная новизна и теоретическая значимость состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в дальнейшей теоретической разработке данного вопроса.
Практическое значение полученных результатов находится в тесной связи с практикой управления обучением и воспитанием школьников. Разработанные рекомендации могут быть использованы в практике школы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Работа иллюстрирована таблицами, рисунками, диаграммами.
Скачать курсовую работу: