Печать
Просмотров: 2806

Курсовая работа:

Стили педагогического общения и проблемы педагогических установок социального педагога

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТИЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ И ПРОБЛЕМ УСТАНОВОК СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

1.1.        Понятие стилей педагогического общения, их классификации и характеристика

1.2.        Особенности стилей педагогического общения социального педагога

1.3.        Педагогическая установка социального педагога: понятие и сущность

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТИЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ

2.1. Ход исследования стилей педагогического общения и педагогических установок социального педагога, его методы     

2.2. Анализ результатов исследования

2.3. Рекомендации по корректировке стиля педагогического общения социального педагога

Заключение

Список литературы

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Профессия “социальный педагог” в России является новой, порядка десяти лет назад (80-90-е годы) в стране сложились все предпосылки для перехода социальной работы к государственному уровню решения проблемы, к созданию целостной системы социальных служб.

Социальный педагог — организатор внеучебной работы (классный воспитатель) [34, c. 9]. Школьный социальный педагог – действует в общеобразовательной или профессиональной школе, внешкольных и дошкольных учреждениях, социальных приютах, детских домах, школах-интернатах, школах реабилитации и других образовательных учреждениях. В организации своей работы школьный социальный педагог даёт приоритет созданию здорового микроклимата в коллективе, гуманизации межличностных отношений, способствует реализации способностей каждого, защите интересов личности, организации досуга, включению в социальную полезную деятельность, изучает специальные проблемы школьников и учителей, принимает меры к их решению.

Деятельность социального педагога обращена, прежде всего, к личности ученика. Безусловно, что развитие личности ребенка не может быть рассмотрено вне социального контекста, однако задача социального педагога состоит не в адаптации учащегося, а в создании условий для развития его активного отношения к миру.

Социальный педагог, пользуясь результатами деятельности психолога, работает с ребенком, прежде всего, занимаясь непосредственно разработкой и реализацией индивидуальной программы развития каждой конкретной личности.

Современная школа остро нуждается в поддержке и развитии системы социально-психологического сопровождения учащихся. Рост детской преступности, подростковая наркомания, компьютерная зависимость и «виртуальная» агрессия у детей, отсутствие системы общечеловеческих ценностей у подрастающего поколения (толерантности, умения общаться, культуры) – все эти проблемы остро стоят перед школой, и всем обществом в целом. Их решение невозможно без профессиональной работы профильных специалистов – социальных педагогов и психологов.

Многообразие трудностей в общении со школьниками, с которыми сталкиваются не только педагоги в реальной жизни средней и высшей школы, но и педагоги-психологи заставляет обратиться к изучению специфики взаимоотношений «учитель-ученик», определяемой прежде всего индивидуальными особенностями обеих сторон педагогического взаимодействия. Преодоление этих трудностей в рамках педагогической работы ведет неизбежно к поиску учителем собственного стиля педагогического общения.

Степень изучения проблемы. Изучение профессионального труда педагога привело к появлению таких направлений, как: психологическая организация педагогической деятельности (Н.В.Кузьмина), педагогические способности (Н.А.Аминов, Ф.Н.Гоноболин, В.А.Крутецкий, Н.В.Кузьмина, Н.Д.Левитов), педагогический такт (И.Е.Синицина, И.В.Страхов), педагогическое мастерство (Ф.Н.Гоноболин, С.Б.Елканов, Н.В.Кузьмина, А.А.Леонтьев, А.В.Мудрик), личностное становление учителя (Л.М.Митина, В.А.Сластенин, А.И.Щербаков), личностно-ориентированный и личностно-деятельностныи подход (И.А.Зимняя, И.С.Якиманская), индивидуальные различия в системе «учитель-ученик» для традиционного и нетрадиционного образовательных пространств (Н.А.Аминов, Э.А.Голубева, М.К.Кабардов, М.Г.Каспарова, А.И.Крупнов) и др.

В большинстве работ профессиональные умения педагога дополняются профессионально важными качествами (Джиффорд, Стоддарт, 1991; Дубровина, 1997, 1998; Джадж и Сайке 1991; Карне, 1991; Кларин, 1995; Зязюн, 1989; Маркова, 1994; Митина, 1994; А.А.Леонтьев, 1996).

В этих направлений ведущим остается исследование такого психологического и психофизиологического феномена, как индивидуальный стиль деятельности педагога.

Влияние природных предпосылок на формирование индивидуального стиля деятельности различных возрастных и профессиональных групп изучалось в работах В.С.Мерлина, Е.А.Климова и их сотрудников и последователей. В последние десятилетия предметом анализа стал индивидуальный стиль педагогического общения.

Можно выделить два подхода в изучении педагогического общения: а) изучение взаимосвязей природных предпосылок и стилей ПО (В.С.Мерлин, Е.А.Климов, Б.А.Вяткин, Н.А.Аминов, Н.И.Петрова, А.Г.Исмагилова, Т.М.Хрусталева, А.И.Щебетенко и др); б) исследование стиля педагогического общения как результат социально-педагогического воздействия (И.А.Зимняя, В.А.Кан-Калик, Я.Л.Коломинский, А.А.Леонтьев, А.К.Маркова, Л.Я.Никонова).

Экспериментальное исследование этих проблем позволяет углубить представления об индивидуальном стиле педагогического общения, способствует решению важных теоретических проблем психологии, касающихся взаимодействия объективных и субъективных факторов формирования личности и регуляции поведения и деятельности человека биологическими и социальными детерминантами.

Гипотеза: стиль педагогического общения и педагогические установки социального педагога оказывают большое влияние на эффективность обучения и воспитания школьника.

Объект исследования – стили педагогического общения и педагогические установки социального педагога.

Предмет исследования - индивидуальные различия в коммуникативных стилях педагогического общения, особенности и проблемы педагогических установок.

Цель исследования - изучение стилей педагогического общения и проблем педагогических установок социального педагога.

Задачи:

1.           Изучить существующие стили педагогического общения.

2.           Изучить понятие педагогических установок и проблем, связанных с ними.

3.           Изучить стили педагогического общения и педагогические установки педагогов общеобразовательной школы № 21 при помощи психологических методик. Проанализировать полученные результаты.

4.           Дать рекомендации по корректировке стиля педагогического общения и педагогических установок для педагогов.

Методы исследования: проведение психодиагностической процедуры тестирования с использованием методик:

1.Методика «Диагностика стилей педагогического общения» (Юсупов И.М.).

2. Методика «Диагностика стилей руководства». (А.Л.Журавлев)

3. Методика «Ваша коммуникативная установка».

Экспериментальное исследование проводилось среди педагогов общеобразовательной школы №21, была исследована группа в количестве 10 человек.

Научная новизна и теоретическая значимость состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в дальнейшей теоретической разработке данного вопроса.

Практическое значение полученных результатов находится в тесной связи с практикой управления обучением и воспитанием школьников. Разработанные рекомендации могут быть использованы в практике школы.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Работа иллюстрирована таблицами, рисунками, диаграммами.

Скачать курсовую работу:

Данный текст доступен только для авторизованных пользователей сайта