Печать
Просмотров: 1946

Курсовая работа на тему: «Формы проявления девиантного поведения и их содержательная характеристика»

Содержание

Введение         

Глава 1. Типы, виды и формы девиантного поведения    

1.1. Типология девиантного поведения      

1.2. Основные формы девиантного поведения и их характеристика     

Выводы по главе        

Глава 2. Социальная работа по профилактике и реабилитации различных форм девиантного поведения      

2.1. Изучение форм девиантного поведения детей на примере социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних  

2.2 Формы и методы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в социально-реабилитационном центре.          

Выводы по главе        

Заключение    

Список использованной литературы          

Введение

Актуальность исследования. В условиях трансформации российского общества становятся актуальными проблемы девиантного поведения. Наиболее часто девиантное поведение проявляется в молодежной среде. Рост количества и многообразия форм отклонений от социальной нормы обусловлен кардинальными изменениями во всех сферах жизни общества (социальной, экономической, политической и др.), а также трансформацией ценностно-нормативной системы, стиранием граней в массовой культуре между социальной нормой и патологией. Дают о себе знать такие деструктивные формы девиаций, как преступность, наркомания, алкоголизм, проституция, суицид. Преступность в России приобрела новые качества: вооруженность, криминальный профессионализм, организованность и т.д. Анализ преступности среди отдельных социальных групп граждан, проведенный Следственным комитетом при МВД России, показывает, что на фоне общего снижения преступности на 1,5% динамика преступности в студенческой среде имеет противоположную направленность: количество студентов, привлеченных к уголовной ответственности, возросло в целом по России на 4,6% . На сегодняшний день практически отсутствует официальная информация о таком виде девиации, как алкоголизм в молодежной среде. Вместе с тем наблюдается высокий уровень потребления спиртных напитков студентами вузов, в особенности пива, получает распространение «пивной алкоголизм».

Потребителями наркотиков все чаще становятся достаточно социально адаптированные и благополучные молодые люди. По данным эмпирических исследований, в настоящее время от 29% до 46% студентов пробовали наркотические вещества . Получил распространение такой вид девиантного поведения, как проституция. По приблизительным оценкам от 10% до 35% студенток занимаются коммерческим сексом с той или иной степенью регулярности . Социальные, экономические, бытовые трудности рождают у части молодых людей чувство безысходности; в молодежной среде не редки случаи суицида. Одна из причин значительного числа самоубийств – социальный стресс.

В силу этого изучение девиантного поведения современной молодежи приобретает особую актуальность. Социологические исследования, связанные с углублением и уточнением теоретических и прикладных знаний о структуре, динамике девиаций в молодежной среде, стратегии и тактике повышения эффективности превенции, путях совершенствования государственной политики в социальной сфере, формах социального контроля, необходимы для обеспечения эффективного развития всего социума.

Степень разработанности проблемы.

Вопросы девиантного поведения рассматривались в трудах классиков социологии Э. Дюркгейма, Р. Мертона, А. Коэна. Одна из первых попыток объяснить девиантное поведение принадлежит Э. Дюркгейму: им была разработана концепция аномии как социологическое объяснение девиации. Исследуя природу преступности как социального «зла», он сформулировал тезис о взаимосвязи преступности и социальных сдвигов в обществе: "Преступление не только предполагает наличие путей, открытых для необходимых перемен, но в некоторых случаях и прямо подготавливает эти изменения. Там, где существуют преступления, коллективные чувства обладают достаточной гибкостью для того, чтобы принять новую форму, и преступление подчас помогает определить, какую форму примут эти чувства. Действительно, сколь часто преступление является лишь предчувствием морали будущего, шагом к тому, что предстоит» .

Дальнейшее развитие концепция аномии получила в трудах Р. Мертона. Если Э. Дюркгейм рассматривал аномию как проявление нестабильного общества, то Р. Мертон употребил это понятие применительно к стабильному, нормально функционирующему обществу.

В российской социологической мысли вопросы девиации были представлены работами Д.А. Дриля, Н.Н. Неклюдова, Е.Н. Тарновского,   И.Я. Фойницкого, В.Ф. Чижа. По мнению Н.Н. Неклюдова, корни преступности объясняются не структурой и состоянием общества, а индивидуальными возрастными свойствами пре¬ступников. Наиболее типичное понимание черт девиантности, характерное для рус¬ских социологов, выражено в работах И.Я. Фойницкого и Е.Н. Тарновского. В работе "Влияние времени года на распределение преступности" И.Я. Фойницкий четко формулирует основные положения социологического направления изучения отклонений, утверждая, что, прежде чем решить вопрос об устранении общих по своей природе причин преступления, необходимо их изучение.

В советский период проблемы девиантного поведения рассматривались в работах М.Н. Гернета, А.А. Герцензона, А.А. Жижиленко и других ученых. Ими проводились теоретические и эмпирические исследования таких форм девиаций, как алкоголизм, проституция, беспризорность, преступность.

Дальнейшее развитие социологические исследования социальной девиации получили в работах В.С. Афанасьева, А.А. Габиани, Я.И. Гилинского, И.Н. Гурвича, Г.И. Забрянского, Г.Г. Заиграева, В.Н. Кудрявцева, И.И. Карпеца, Б.М. Левина, И.В. Маточкина, С.Л. Серебрякова, Т.В. Шипуновой, А.М. Яковлева.

Признавая значение вышеизложенных работ, стоит отметить, что несмотря на множество подходов к исследованию девиантного поведения, проблема молодежных девиаций в условиях рыночной экономики требует дальнейшего изучения.

Цель исследования: изучить формы проявления девиантного поведения и дать им характеристику.

Объект исследования: формы девиантного поведения.

Предмет исследования: девиантное поведение и его содержание.

В соответствии с обозначенной проблемой, предметом и целью предусматривается решение следующих задач исследования:

изучить формы девиаций, выявить типичные формы девиаций и их иерархию;

дать характеристику основным формам девиантного поведения;

изучить формы девиантного поведения на конкретном примере:

изучить формы и методы профилактики и корректировки девиантного поведения.

Методологической основой работы явились современные философские, психологические и педагогические концепции, раскрывающие совокупность научных знаний о формировании и развитии личности (Б.Г. Ананьев, В.А. Крутецкий, П.И. Чернецов и другие); общенаучные методы системно-деятельностного (Б.С. Гершунский, Т.А. Ильина, Г.Н. Сериков и др.), личностно-ориентированного подходов (Л.А. Грищенко, А.Г. Гостев, В.Н. Никитин, В.И. Фирсов и др.).

Ведущими методами на данном этапе были: анализ, обобщение, методы математической статистики, метод экспертных оценок.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, и списка литературы.

Скачать курсовую работу:

Данный текст доступен только для авторизованных пользователей сайта