Социальное взаимодействие социального работника и клиента
Курсовая работа
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ И ЗАДАЧИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА С КЛИЕНТОМ 6
1.1. МЕТОДЫ, МОДЕЛИ И ПОДХОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С КЛИЕНТОМ 6
1.2. ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБЛАСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА И КЛИЕНТА 18
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА И КЛИЕНТА 23
2.1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА И КЛИЕНТА 23
2.2. ДИАГНОСТИКА И ПОСТАНОВКА СОЦИАЛЬНОГО ДИАГНОЗА КЛИЕНТУ 27
2.3. ВОССТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КАК ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
ЛИТЕРАТУРА 40
ВВЕДЕНИЕ
Специфика профессии социальной работы предполагает деятельность специалиста в службах, которые оказывают самую разнообразную помощь клиентам на макро- и микро-уровне в аспектах социального планирования, социальной поддержки, защиты прав, информационной поддержки, консультативной практики, реабилитации. Многие службы ориентированы на адаптационную и реабилитационную работу с клиентами, что в свою очередь подразумевает необходимость владения особыми навыками.
Традиционная российская социальная работа, находясь под серьезным влиянием психологии включила в арсенал методов и технологий практики рационального подхода к решению различных проблем клиентов. Во многих случаях это оправдано. Однако подменять социальную работу понятием психотерапии не верно. Деятельность социального работника в большей степени связана не столько с решением личностных проблем клиента, сколько с организацией социальной среды (контроль за соблюдением прав, активизация ресурсов клиента и его окружения, привлечение специалистов, которые помогут облегчить жизненную ситуацию клиента), таким образом, чтобы она соответствовала потребностям и возможностям каждого индивида.
Социальная работа строится как активный и творческий процесс взаимодействия социального работника и клиента, направленная на снятие психологического напряжения, обучение необходимым жизненным навыкам, работа с негативными переживаниями, формирование и развитие коммуникативных навыков. Эти навыки должны касаться как использования их в индивидуальной работе с клиентом, так и работы с группой .
Актуальность исследования работы в сфере социального взаимодействия обусловлена следующими обстоятельствами:
- во-первых, социальный работник – это человек, который непосредственно контактирует с клиентом, он знает его проблемы и пытается ему помочь;
- во-вторых, существует необходимость выявления и опознавания проблем клиентов и предпринятие наиболее эффективных способов по их устранению.
Степень разработки проблемы. Анализ литературы по теме исследования говорит о том, что социальная работа с клиентами находится во всеобщем внимании, как законодателей, так и социальных служб. В работе М.В. Фирсова и Е.Г.Студеновой «Теория социальной работы», хорошо раскрыта соответствующая тема. Социальные институты (г.Саратов) вводят в обучение студентов – будущих социальных работников – курсы: «Основы творческих методов в социальной работе» и практикум «Творческие методы в работе с различными группами населения», как показывает практика, применение творческих методов в социальном взаимодействии доказывает свою эффективность.
Объектом исследования являются особенности взаимодействия социального работника и клиента. Предметом является процесс социального взаимодействия социального работника и клиента.
Целью работы является изучение социального взаимодействия социального работника и клиента.
Достижение этой цели предусматривает следующие задачи:
1) исследование сущности и особенностей взаимодействия социального работника и клиента;
2) анализ принципов социальной работы с клиентами;
3) выявление основных подходов взаимодействия социального работника с клиентом;
4) изучение методов и моделей, используемых социальным работником при работе с клиентом;
5) изучение восстановления социального функционирования клиента как основной задачи социального работника
Теоретико-методологическую основу исследований составляют труды отечественных ученых по этой проблеме. Основной документ, использованный в работе – учебная литература для студентов высших учебных заведений.
Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя: введение, два раздела (первый раздел «Особенности взаимодействия социального работника и клиента»; второй раздел «Основные подходы и задачи взаимодействия социального работника с клиентом»), заключение и список использованных источников.
Скачать курсовую работу: