Социальное взаимодействие социального работника и клиента

Курсовая работа

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ         3

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ И ЗАДАЧИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА С КЛИЕНТОМ       6

1.1. МЕТОДЫ, МОДЕЛИ И ПОДХОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С КЛИЕНТОМ               6

1.2. ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБЛАСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА И КЛИЕНТА             18

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА И КЛИЕНТА             23

2.1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА И КЛИЕНТА               23

2.2. ДИАГНОСТИКА И ПОСТАНОВКА СОЦИАЛЬНОГО ДИАГНОЗА КЛИЕНТУ       27

2.3. ВОССТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КАК ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА     33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ   38

ЛИТЕРАТУРА     40

ВВЕДЕНИЕ

Специфика профессии социальной работы предполагает деятельность специалиста в службах, которые оказывают самую разнообразную помощь клиентам на макро- и микро-уровне в аспектах социального планирования, социальной поддержки, защиты прав, информационной поддержки, консультативной практики, реабилитации. Многие службы ориентированы на адаптационную и реабилитационную работу с клиентами, что в свою очередь подразумевает необходимость владения особыми навыками.

Традиционная российская социальная работа, находясь под серьезным влиянием психологии включила в арсенал методов и технологий практики рационального подхода к решению различных проблем клиентов. Во многих случаях это оправдано. Однако подменять социальную работу понятием психотерапии не верно. Деятельность социального работника в большей степени связана не столько с решением личностных проблем клиента, сколько с организацией социальной среды (контроль за соблюдением прав, активизация ресурсов клиента и его окружения, привлечение специалистов, которые помогут облегчить жизненную ситуацию клиента), таким образом, чтобы она соответствовала потребностям и возможностям каждого индивида.

Социальная работа строится как активный и творческий процесс взаимодействия социального работника и клиента, направленная на снятие психологического напряжения, обучение необходимым жизненным навыкам, работа с негативными переживаниями, формирование и развитие коммуникативных навыков. Эти навыки должны касаться как использования их в индивидуальной работе с клиентом, так и работы с группой .

Актуальность исследования работы в сфере социального взаимодействия обусловлена следующими обстоятельствами:

- во-первых, социальный работник – это человек, который непосредственно контактирует с клиентом, он знает его проблемы и пытается ему помочь;

- во-вторых, существует необходимость выявления и опознавания проблем клиентов и предпринятие наиболее эффективных способов по их устранению.

Степень разработки проблемы. Анализ литературы по теме исследования говорит о том, что социальная работа с клиентами находится во всеобщем внимании, как законодателей, так и социальных служб. В работе М.В. Фирсова и Е.Г.Студеновой «Теория социальной работы», хорошо раскрыта соответствующая тема. Социальные институты (г.Саратов) вводят в обучение студентов – будущих социальных работников – курсы: «Основы творческих методов в социальной работе» и практикум «Творческие методы в работе с различными группами населения», как показывает практика, применение творческих методов в социальном взаимодействии доказывает свою эффективность.

Объектом исследования являются особенности взаимодействия социального работника и клиента. Предметом является процесс социального взаимодействия социального работника и клиента.

Целью работы является изучение социального взаимодействия социального работника и клиента.

Достижение этой цели предусматривает следующие задачи:

1) исследование сущности и особенностей взаимодействия социального работника и клиента;

2) анализ принципов социальной работы с клиентами;

3) выявление основных подходов взаимодействия социального работника с клиентом;

4) изучение методов и моделей, используемых социальным работником при работе с клиентом;

5) изучение восстановления социального функционирования клиента как основной задачи социального работника

Теоретико-методологическую основу исследований составляют труды отечественных ученых по этой проблеме. Основной документ, использованный в работе – учебная литература для студентов высших учебных заведений.

Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя: введение, два раздела (первый раздел «Особенности взаимодействия социального работника и клиента»; второй раздел «Основные подходы и задачи взаимодействия социального работника с клиентом»), заключение и список использованных источников.

Скачать курсовую работу:

Данный текст доступен только для авторизованных пользователей сайта

Для получения возможности скачивания файлов и добавления комментариев - войдите на сайт или зарегистрируйтесь.