Печать
Просмотров: 2968

Методика проектной деятельности учащихся в школьном курсе «Технология»

(на примере раздела «Культура дома, технология обработки ткани и пищевых продуктов»).

Курсовая работа по методике преподавания технологии

                              Аннотация:

В данной работе рассмотрены следующие моменты:

1. Сущность проектной деятельности учащихся. В этом разделе рассмотрено историческое развитие проектного метода, его целеустановки. Далее внимание уделено ходу работы над проектом. Рассмотрены варианты проектного метода, предложенные различными авторами. Выделены предпосылки применения проектного метода на занятиях. Далее: содержание и организация обучения школьников технологии на основе метода проектов.

Некоторые авторы выделяют различные виды проектов учащихся, которые выделены в отдельную статью в данной работе. Далее основное внимание уделено работе учителя с методом проектов и рассмотрены следующие вопросы: технология планирования учителем работы по руководству и организации выполнения учащимися проектов, планирование проекта, дан перечень формируемых (развиваемых) у учащихся знаний и умений, Условия запуска проекта, понедельное планирование учебного проектирования.

В результате проделанной работы составлена структурно-логическая схема, соответственно полученным знаниям о сущности проектного метода.

  1. Во второй части работы представлена методика. Это анализ программы (Экспериментальная программа подготовлена временным научным коллективом «Технологии». Научные руководители: Ю.Л.Хотунцев, В.Д.Симоненко. Москва, «Просвещение», 2001), составлен перспективно-тематический план на четвертую четверть в расчете 16 сдвоенных уроков или 8 уроков по 90 минут. Даны методические рекомендации ко всем урокам и подробно разработаны два из уроков. Это первый и последний уроки под названием: Технология проектирования по теме «Рукоделие», «Защита изделия и анализ полученных результатов».

В третьей части: содержание проектной деятельности учащихся в качестве индивидуального проекта был взят вязанный ажурный свитер. Проект разрабатывался согласно всем этапам проекта. Выбрана проблема, оценены возможности, собран материал по проекту. Из множества свитеров, подобранных в журналах был выбран один, по нему составлены технологическая и инструкционные карты. Рассчитана себестоимость изделия, а также себестоимость товара. Подсчитан коэффициент рентабельности.

Самооценка работы показала, что с поставленной задачей я справилась достойно. Небольшие неточности устранились по ходу работы.


Пояснительная записка.

 

Содержание.

Стр.

 

Введение.

8

1.

Сущность проектной деятельности учащихся.

11

1.1.

Историческое развитие

11

1.2.

Целеустановки проектного метода

14

1.3.

Ход работы над проектом

15

1.4.

Варианты проектного метода

15

1.5.

Предпосылки для применения на занятиях

16

1.6.

Содержание и организация обучения школьников технологии на основе метода проектов

19

1.7.

Виды проектов учащихся (таблица)

20

1.8.

Технология планирования учителем работы по руководству и организации выполнения учащимися проектов

21

1.9.

Планирование проекта (таблица).

24

1.10.

Перечень формируемых (развиваемых) у учащихся знаний и умений (таблица).

25

1.11.

Условия запуска проекта (таблица)

26

1.12.

Понедельное планирование учебного проектирования (таблица).

26

1.13.

Структурно-логическая схема.

27

2.

Комплексно-методическое обеспечение проектной деятельности.

28

2.1.

Анализ программы «Технология».

28

2.2.

Перспективно-тематическое планирование четвертой четверти – проектная деятельность (16ч.)

32

2.3.

Методические рекомендации по проведению уроков проектной деятельности

32

2.5.

Методическая разработка урока «Технология проектирования по теме «Рукоделие»»

34

2.5.

Методическая разработка урока «Защита изделия и анализ полученных результатов»

36

3.

Содержание проектной деятельности учащихся

39

3.1.

Выбор темы проектного задания с учетом анализа потребностей дома, школы, семьи и т.д.

39

3.2.

Оценка интеллектуальных, материальных и финансовых возможностей, необходимых для выполнения проекта

39

3.3.

Сбор и обработка необходимой информации для выполнения проекта

40

3.4.

Разработка идеи выполнения проекта с учетом требований дизайна, экономических и экологических ограничений.

41

3.5.

Планирование, организация и выполнение проекта с учетом требований эргономики, текущий контроль и корректировка деятельности

42

3.6.

Самооценка качества выполненной работы, защита проекта.

49

 

Заключение

50

 

Список использованной литературы

51

 

Приложения

52


Введение

Образовательная область "Технология" предусматривает использование в обучении метода проектов. Освоение учебного материала учащимися осуществляется в ходе работы над творческими проектами, включением школьников в процессы проектирования, изготовления и оценки объектов деятельности.

Опыт использования учителями технологии Великого Новгорода метода проектов подтверждает эффективность этого инновационного подхода в совершенствовании технологического образования школьников. Проектное обучение повышает мотивацию учащихся к познавательной деятельности, способствует развитию их личностных качеств и способностей, создает условия для творческой самореализации в преобразовательной деятельности. Выполняя проекты, учащиеся активно овладевают основами проектирования и технологии, коммуникации и рефлексии, учатся самостоятельно приобретать новые знания и умения, интегрировать их и использовать в практической деятельности для разрешения реальных проблем.

Однако имеющийся опыт проектного обучения школьников технологии показывает, что, если учащиеся выполняют по одному проекту в учебный год (кроме экзаменационных проектов в старших классах), а в деятельности учителя преобладают элементы репродуктивного обучения, то потенциальные возможности метода проектов реализуются в малой степени. Поэтому очень важно, чтобы проектный подход был ведущим в преподавании технологии, а учебное проектирование имело системный характер. Для этого необходимо, чтобы увеличивалось количество и возрастал уровень сложности проектов, выполняемых учащимися как в течение учебного года, так и от класса к классу. 

В организации работы школьников над проектами очень важна роль учителя. Если учащиеся не имеют опыта проектирования, то педагог осуществляет общее руководство их проектной деятельностью. Учитывая индивидуальные возможности и особенности школьников, учитель также оказывает им необходимую помощь на различных этапах учебного проектирования. Руководящая функция учителя постепенно снижается от класса к классу. При выполнении старшеклассниками индивидуальных проектов педагог в основном организует проведение с ними консультаций и помогает при возникновении затруднений в проектной деятельности.

Проектное обучение должно обеспечивать интегрирование знаний учащимися из различных разделов программы "Технология" и в первую очередь, образующих "сквозные линии" содержания (основы дизайна и графика, основы экономики и экологии, элементы машиноведения и профессиональное самоопределение). По мере совершенствования проектировочных умений школьников, учителю нужно предусматривать и межпредметную интеграцию содержания обучения с другими школьными дисциплинами в рамках выполнения творческих проектов. В процессе учебного проектирования необходимо также осуществлять взаимосвязь и оптимальное сочетание различных видов деятельности учащихся.

Анализ имеющегося опыта обучения школьников технологии на основе метода проектов показал, что многие учителя испытывают затруднения при организации учебного проектирования в 5 классах. Чаще всего это обусловлено тем, что у учащихся при обучении в начальной школе не были сформированы первоначальные проектировочные умения. К тому же специфической особенностью данного школьного возраста является недостаточная координация движений рук, что приводит к дополнительным затратам времени на выполнение записей, графических изображений и технологических операций. Поэтому учителя вынужденно сокращают количество выполняемых школьниками учебных проектов или вообще не организуют их проектную деятельность.

Необходимо отметить, что систематическое использование в учебном процессе метода проектов позволяет педагогу существенно повысить свой профессиональный уровень и качество подготовки школьников к активной жизнедеятельности в современном обществе.

Все это подводит нас к тому, что изучение метода проектов сейчас очень актуально как для учеников, так и для учителей. Именно эффективность метода в обучении так актуальна на сегодняшний день.

Целью работы является: разработка методики деятельности учащихся в школьном курсе «Технология» при изучении раздела «Художественная обработка ткани».

Задачи:

1) изучить сущность проектной деятельности учащихся;

2) разработать перспективно-тематический план;

3) разработать методические рекомендации к урокам четвертой четверти;

4) разработать подробно два любых урока по теме;

5) предложить вариант проектной деятельности учащихся.

Скачать курсовую работу:

Данный текст доступен только для авторизованных пользователей сайта