Методика проектной деятельности учащихся в школьном курсе «Технология» (на примере раздела «Технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения»).

Курсовая работа по методике преподавания технологии

Аннотация:

В данной работе рассмотрены следующие моменты:

1. Сущность проектной деятельности учащихся. В этом разделе рассмотрено историческое развитие проектного метода, его целеустановки. Далее внимание уделено ходу работы над проектом. Рассмотрены варианты проектного метода, предложенные различными авторами. Выделены предпосылки применения проектного метода на занятиях. Далее: содержание и организация обучения школьников технологии на основе метода проектов.

Некоторые авторы выделяют различные виды проектов учащихся, которые выделены в отдельную статью в данной работе. Далее основное внимание уделено работе учителя с методом проектов и рассмотрены следующие вопросы: технология планирования учителем работы по руководству и организации выполнения учащимися проектов, планирование проекта, дан перечень формируемых (развиваемых) у учащихся знаний и умений, Условия запуска проекта, понедельное планирование учебного проектирования.

В результате проделанной работы составлена структурно-логическая схема, соответственно полученным знаниям о сущности проектного метода.

Во второй части работы представлена методика. Это анализ программы (Экспериментальная программа подготовлена временным научным коллективом «Технологии». Научные руководители: Ю.Л.Хотунцев, В.Д.Симоненко. Москва, «Просвещение», 2001), составлен перспективно-тематический план на четвертую четверть в расчете 16 сдвоенных уроков или 8 уроков по 90 минут. Даны методические рекомендации ко всем урокам и подробно разработаны два из уроков. Это уроки под названием: «Понятие о проектировании» и «Разработка технологической документации».

В третьей части: содержание проектной деятельности учащихся в качестве индивидуального проекта была взята гантель. Проект разрабатывался согласно всем этапам проекта.

Пояснительная записка.

               Содержание.    Стр.

               Введение.         7

1.           Сущность проектной деятельности учащихся.              

1.1.        Исходная база и историческое развитие          10

1.2.        Определение - Проектный метод.        12

1.3.        Компоненты проектного метода.          12

1.4.        Варианты проектного метода  14

1.5.        Виды проектов учащихся                         15

1.6.        Методическая подготовка учителя       16

1.7.        Технология планирования учителем работы по руководству и организации выполнения учащимися проектов        16

1.8.        Типичные ошибки         19

1.9.        Планирование проекта              20

1.10.      Понедельное планирование учебного проектирования           21

1.11.      Идеи педагогов, занимающихся этой проблемой.      22

1.11.1.  Типологии проектов     24

1.11.2.  Типы проектов24

1.11.3.  Телекоммуникационные проекты        25

1.12.      Организация проектов требует тщательной специальной подготовки учителей и учащихся.          26

1.13.      Этапы выполнения проекта      27

1.14.      Предпосылки для применения на занятиях     28

1.14.1   Ориентация на продукт и на действия               28

1.14.2.  Междисциплинарность             29

1.14.3.  Ориентация на школьника       29

1.14.4.  Связь с ситуацией и с обществом         29

1.14.5.  Совместная организация учебных процессов30

1.15.      Структурно-логическая схема  31

2.           Комплексно-методическое обеспечение проектной деятельности.    32

2.1.        Анализ программы «Технология».        32

2.2.        Перспективно-тематическое планирование четвертой четверти – проектная деятельность (16ч.)       37

2.3.        Методические рекомендации по проведению уроков проектной деятельности         38

2.5.        Методическая разработка урока «Понятие о проектировании»           38

2.5.        Методическая разработка урока «Разработка технологической документации»         43

3.           Содержание проектной деятельности учащихся          46

3.1.        Выбор темы проектного задания с учетом анализа потребностей дома, школы, семьи и т.д.        46

3.2.        Оценка интеллектуальных, материальных и финансовых возможностей, необходимых для выполнения проекта           46

3.3.        Сбор и обработка необходимой информации для выполнения проекта         48

3.4.        Разработка идеи выполнения проекта с учетом требований дизайна, экономических и экологических ограничений.    49

3.5.        Планирование, организация и выполнение проекта с учетом требований эргономики, текущий контроль и корректировка деятельности       50

3.6.        Самооценка качества выполненной работы, защита проекта.              55

               Заключение      56

               Список использованной литературы   57

               Приложения     58

Введение

Во второй половине ХХ века человечество переживает третью технологическую революцию. Появление новых технологий и промышленности и сельском хозяйстве способствовало резкому росту мирового общественного производства (в семь раз с 1950 по 1990 гг.). Создание вычислительных машин привело к появлению информационного мира и высоких технологий. Резко увеличился объем информации, используемой человеком. Информационная революция последних десятилетий, превратившая мир в единое информационное пространство, является одним из глубоких переворотов за всю историю человечества. На смену индустриальному обществу конвейерного производства приходит постиндустриальное общество. Из-за широкого применения информационных и телекоммуникационных технологий, быстрой смены технологий главным в современном производстве становится работа с новой информацией и творческое решение постоянно возникающих производственных задач.

В материалах Римского клуба (1991 г) и других работах отмечаются некоторые цели обучения в настоящее время: научить учиться, активизировать инициативность и предпринимательство, способности решения проблем, творческое мышление, многостороннее владение компьютерной техникой, готовность к взаимодействию с другими, экологическая сознательность, готовность к переменам и действиям, глобальное мышление, терпимость к отличающемуся.

В реализации этих целей существенная роль принадлежит технологическому образованию молодежи в общеобразовательной школе.

Мировой опыт свидетельствует, что из-за быстрой смены технологий за весь период трудовой деятельности человек вынужден 4-5 раз менять свою профессию. Отсюда следует, что перед началом трудовой деятельности каждый человек должен получить широкий кругозор, познакомиться с различными возможностями преобразующей деятельности человека, оценить свои способности и выбрать направление профессиональной деятельности, поэтому необходима широкая допрофессиональная подготовка школьников, их знакомство с миром технологий, овладение ими технологической культуры.

Наряду с традиционными предметно-ориентированными науками сейчас развиваются проблемно-ориентированные комплексы, научно-технические, социально-технические дисциплины. Они интегрируют подходы изучения рассматриваемых объектов, синтезируют знания различных научных областей и входят в научное обеспечение современной преобразовательной деятельности людей. Указанные основы являются содержанием учебного предмета «Технология».

Основы систем обучения учащихся образовательной области «Технология» составляют известные в трудовом и профессиональном обучении операционно-предметная и конструкторско-технологическая системы. Опыт внедрения технологии в учебный процесс позволяет утверждать, что в выполнении творческих работ ведущее место занимает творческая проектно-технологическая система.

Творческая - по той причине, что создаваемые изделия или услуги, обладают новизной. Значительный удельный вес в выполнении проектов отводится проектной деятельности учащегося.

Технологическая – по той причине, что в выполнении проекта присутствует разработка технологии изготовления изделия, непосредственное изготовление изделия от идеи до результата.

В нынешнем мире ведение уроков методом творческих проектов в общеобразовательной области «Технология» актуально, т.к.

1. Позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые нетиповые задачи, выявить деловые качества нового типа.

2. Профессионально самоопределиться – именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания, что надо еще успеть сделать и чему научиться, чтобы не оказаться лишним на жизненном пути.

3. Обучение проектным методом развивает социальные аспекты личности учащегося за счет включения его в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях, помогает адаптироваться в условиях конкуренции, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения.

Цель курсовой работы: разработка методики проектной деятельности учащихся в школьном курсе «Технология» при изучении раздела «Технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения».

Для решения поставленной цели основные задачи курсовой работы будут звучать следующим образом:

1.           Изучить сущность проектной деятельности:

В заключение полученных сведений разработать структурно-логическую схему проектного метода, отражающую его суть.

2.           Разработать перспективно-тематический план проектной деятельности учащихся, методические рекомендации и два урока на четвертую четверть.

3.           Предложить вариант проектной деятельности учащегося.

Скачать курсовую работу:

Данный текст доступен только для авторизованных пользователей сайта

Для получения возможности скачивания файлов и добавления комментариев - войдите на сайт или зарегистрируйтесь.