Методика проектной деятельности учащихся в школьном курсе «Технология» (на примере раздела «Культура дома, технология обработки ткани и пищевых продуктов»).

Курсовая работа по методике преподавания технологии

Аннотация:

В работе рассматривается методика преподавания проектного метода. Методика разработана с условием: проектный метод изучается учениками впервые. Методика предложена для учеников 7 класса – для девочек. Поскольку проектный метод изучается впервые, то ученикам необходимо дать некоторые сведения о проектном методе. Этому требованию отвечает первая – теоретическая часть курсовой работы – в ней рассмотрены основные термины, цели, задачи, этапы проектного метода – вся информация, которая, так или иначе пригодится при объяснении ученикам метода проектов.

Во второй части курсовой работы – методической проделана другая работа. Проанализирована программа по технологии по разделу «Культура дома, технология обработки ткани и пищевых продуктов». Для анализа взята тема «Рукоделие». Согласно требованиям программы, рассмотренным в работе, составлен перспективно-тематический план на четвертую четверть. Перспективно-тематический план включает в себя 8 уроков по 80 минут (уроки сдвоенные).

Ко всем урокам даны методически рекомендации, которые не входят в перспективно-тематический план. В методических рекомендациях описаны основные методы работы, структура уроков.

Последняя часть работы – практическая. В этой части описано изготовление изделия (вязаной салфетки). Описание дублирует дневник проекта учащихся. Данная часть курсовой работы написана от имени ученика-отличника.

Пояснительная записка.

Содержание.

                              Стр.

               Введение.         7

1.           Сущность проектной деятельности учащихся.               10

1.1.        Понятие проектного метода.   10

1.2.        Цели проектирования11

1.3.        Задачи проектирования.           13

1.4.        Тематика проектов и требования к отбору объектов проектирования.            15

1.5.        Банк проектов  18

1.6.        Перечень примерных тем творческих проектов учащихся        19

1.7.        Этапы выполнения проекта      20

1.8.        Психолого-педагогические основы деятельности учащихся при выполнении творческих проектов            20

1.9.        Структурно-логическая схема  25

2.           Комплексно-методическое обеспечение проектной деятельности.    26

2.1.        Анализ программы «Технология».        26

2.2.        Перспективно-тематическое планирование четвертой четверти – проектная деятельность (16ч.)       31

2.3.        Методические рекомендации по проведению уроков проектной деятельности         31

2.5.        Методическая разработка урока «Творческий проект»             32

2.5.        Методическая разработка урока «Защита проекта»    34

3.           Содержание проектной деятельности учащихся          35

3.1.        Выбор темы проектного задания с учетом анализа потребностей дома, школы, семьи и т.д.        36

3.2.        Оценка интеллектуальных, материальных и финансовых возможностей, необходимых для выполнения проекта           37

3.3.        Сбор и обработка необходимой информации для выполнения проекта         39

3.4.        Разработка идеи выполнения проекта с учетом требований дизайна, экономических и экологических ограничений.    40

3.5.        Планирование, организация и выполнение проекта с учетом требований эргономики, текущий контроль и корректировка деятельности       43

3.6.        Самооценка качества выполненной работы.  49

               Заключение      50

               Список использованной литературы   51

               Приложения     62

               1. Ксерокопия раздела               53

               2. Перспективно-тематический план.  58

               3. Фотография модели.              59

               4. Схема изготовления.              60

               5. Реклама изделия.     61

               Накопительный конверт.          

Введение

Образование является составной частью культуры человека и общества. Поэтому, чтобы выявить основные черты образования, необходимо проанализировать особенности культуры, в рамках которой оно развивается.

Сегодня понятие культуры охватывает все стороны деятельности человека и общества. Поэтому различают политическую, экономическую, правовую, нравственную, экологическую, художественную, профессиональную и другие вилы культуры. Фундаментальным компонентом общей культуры является технологическая культура.

Под технологической культурой можно понимать уровень развития преобразовательной деятельности человека, выраженный в совокупности достигнутых технологий материального и духовного производства и позволяющий ему эффективно участвовать в современных технологических процессах на основе гармоничного взаимодействия с природой, обществом и технологической средой.

Технологическая культура, являясь одним из типов универсальной культуры, оказывает влияние на все стороны жизни человека и общества. Она формирует технологическое мировоззрение, в основе которого лежит система технологических взглядов на природу, общество и человека. Составной частью ее является технологическое мышление, связанное с обобщенным отражением индивидом научно-технологической среды и мыслительной способностью к преобразовательной деятельности.

Составной частью технологической культуры является также технологическая эстетика, которая выражается в дизайнерских знаниях, умениях и способностях осуществлять преобразовательную деятельность по законам красоты.

Технологическая культура оказывает свое влияние на задачи и содержание образования подрастающего поколения. В системе общего образования осуществляется и технологическая подготовка учащихся, целью которой является формирование технологической культуры и готовности к преобразовательной деятельности с использованием научных знаний.

В осуществлении этой задачи особое место в психологии и педагогики отводят урокам труда. Основная особенность, которой, преобладание практической деятельности, направленная на преобразование предметной реальности. Реализация технологической подготовки в трудовом обучении способствует интеграции репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности учащихся, соединяющая работы рук с работой головы. Трудовая деятельность становиться источником знаний, стимулом познавательных интересов, жизненной потребностью, что способствует формированию активной жизненной позиции, развитию логического мышления, научному пониманию явлений и фактов объективной реальности.

В последние десятилетия существенно изменились содержание и область применения понятия «Технология». Оно охватывает в настоящее время как материальный, духовный, так и социальный аспект человеческой деятельности, тесно взаимосвязанные между собой. Мы определяем технологию как область знаний, методов и средств, используемых для оптимального преобразования и применения материи (материалов), энергии и информации по плану и в интересах человека, общества, охраны природы. Технология изучает средства и методы этих преобразований. Изучение ее направлено, в конечном счете, на развитие личности, ее преобразующего мышления.

Усвоение содержания предмета «Технология» должно позволить учащимся:

1. сознательно и творчески выбирать оптимальные способы преобразовательной деятельности из многих альтернативных подходов с учетом их последствий для природы, общества и самого человека;

2. мыслить системно, комплексно;

3. самостоятельно выявлять потребности в информационном обеспечении деятельности;

4. непрерывно овладевать новыми знаниями, применять их в качестве методов и средств преобразовательной деятельности.

Творческие способности школьников развиваются в процессе выполнения проектных заданий.

Поскольку раздел «Проект» входит в Программу по технологии, то каждый учитель этой дисциплины должен знать методику проектной деятельности учащихся, поэтому главная цель данной работы - рассмотреть методику проектной деятельности учащихся в школьном курсе «Технология».

Т. к. проект - это самостоятельная творческая завершенная работа, выполняемая под руководством учителя, то к учителям дисциплины «Технология» предъявляются высокие требования. Поэтому задачи данной курсовой работы будут следующие:

1. Раскрыть сущность проектной деятельности учащихся.

2. Разработать собственную методику преподавания раздела «Проект» в школьном курсе «Технология».

3. Узнать требования, предъявляемые к проектам учащихся.

4. Изучить способы активизации проектной деятельности учащихся.

5. Разработать материально-техническое обеспечение проектной деятельности учащихся

Использование метода проектов позволяет реализовывать деятельный подход, который способствует применению умений, знаний, полученный при изучении школьных дисциплин на разных этапах обучения и интегрировать их в процессе работы над проектом. Это позволяет не только претворять в жизнь политехнический принцип обучения, но и использовать знания их социальных и культурологических дисциплин.

Скачать курсовую работу:

Данный текст доступен только для авторизованных пользователей сайта

Для получения возможности скачивания файлов и добавления комментариев - войдите на сайт или зарегистрируйтесь.