Методика проектной деятельности учащихся в школьном курсе «Технология» (на примере раздела «Культура дома, технология обработки ткани и пищевых продуктов»).
Курсовая работа по методике преподавания технологии
Аннотация:
В работе рассматривается методика преподавания проектного метода. Методика разработана с условием: проектный метод изучается учениками впервые. Методика предложена для учеников 7 класса – для девочек. Поскольку проектный метод изучается впервые, то ученикам необходимо дать некоторые сведения о проектном методе. Этому требованию отвечает первая – теоретическая часть курсовой работы – в ней рассмотрены основные термины, цели, задачи, этапы проектного метода – вся информация, которая, так или иначе пригодится при объяснении ученикам метода проектов.
Во второй части курсовой работы – методической проделана другая работа. Проанализирована программа по технологии по разделу «Культура дома, технология обработки ткани и пищевых продуктов». Для анализа взята тема «Рукоделие». Согласно требованиям программы, рассмотренным в работе, составлен перспективно-тематический план на четвертую четверть. Перспективно-тематический план включает в себя 8 уроков по 80 минут (уроки сдвоенные).
Ко всем урокам даны методически рекомендации, которые не входят в перспективно-тематический план. В методических рекомендациях описаны основные методы работы, структура уроков.
Последняя часть работы – практическая. В этой части описано изготовление изделия (вязаной салфетки). Описание дублирует дневник проекта учащихся. Данная часть курсовой работы написана от имени ученика-отличника.
Пояснительная записка.
Содержание.
Стр. |
||
Введение. |
7 |
|
1. |
Сущность проектной деятельности учащихся. |
10 |
1.1. |
Понятие проектного метода. |
10 |
1.2. |
Цели проектирования |
11 |
1.3. |
Задачи проектирования. |
13 |
1.4. |
Тематика проектов и требования к отбору объектов проектирования. |
15 |
1.5. |
Банк проектов |
18 |
1.6. |
Перечень примерных тем творческих проектов учащихся |
19 |
1.7. |
Этапы выполнения проекта |
20 |
1.8. |
Психолого-педагогические основы деятельности учащихся при выполнении творческих проектов |
20 |
1.9. |
Структурно-логическая схема |
25 |
2. |
Комплексно-методическое обеспечение проектной деятельности. |
26 |
2.1. |
Анализ программы «Технология». |
26 |
2.2. |
Перспективно-тематическое планирование четвертой четверти – проектная деятельность (16ч.) |
31 |
2.3. |
Методические рекомендации по проведению уроков проектной деятельности |
31 |
2.5. |
Методическая разработка урока «Творческий проект» |
32 |
2.5. |
Методическая разработка урока «Защита проекта» |
34 |
3. |
Содержание проектной деятельности учащихся |
35 |
3.1. |
Выбор темы проектного задания с учетом анализа потребностей дома, школы, семьи и т.д. |
36 |
3.2. |
Оценка интеллектуальных, материальных и финансовых возможностей, необходимых для выполнения проекта |
37 |
3.3. |
Сбор и обработка необходимой информации для выполнения проекта |
39 |
3.4. |
Разработка идеи выполнения проекта с учетом требований дизайна, экономических и экологических ограничений. |
40 |
3.5. |
Планирование, организация и выполнение проекта с учетом требований эргономики, текущий контроль и корректировка деятельности |
43 |
3.6. |
Самооценка качества выполненной работы. |
49 |
Заключение |
50 |
|
Список использованной литературы |
51 |
|
Приложения |
62 |
|
1. Ксерокопия раздела |
53 |
|
2. Перспективно-тематический план. |
58 |
|
3. Фотография модели. |
59 |
|
4. Схема изготовления. |
60 |
|
5. Реклама изделия. |
61 |
|
Накопительный конверт. |
Введение
Образование является составной частью культуры человека и общества. Поэтому, чтобы выявить основные черты образования, необходимо проанализировать особенности культуры, в рамках которой оно развивается.
Сегодня понятие культуры охватывает все стороны деятельности человека и общества. Поэтому различают политическую, экономическую, правовую, нравственную, экологическую, художественную, профессиональную и другие вилы культуры. Фундаментальным компонентом общей культуры является технологическая культура.
Под технологической культурой можно понимать уровень развития преобразовательной деятельности человека, выраженный в совокупности достигнутых технологий материального и духовного производства и позволяющий ему эффективно участвовать в современных технологических процессах на основе гармоничного взаимодействия с природой, обществом и технологической средой.
Технологическая культура, являясь одним из типов универсальной культуры, оказывает влияние на все стороны жизни человека и общества. Она формирует технологическое мировоззрение, в основе которого лежит система технологических взглядов на природу, общество и человека. Составной частью ее является технологическое мышление, связанное с обобщенным отражением индивидом научно-технологической среды и мыслительной способностью к преобразовательной деятельности.
Составной частью технологической культуры является также технологическая эстетика, которая выражается в дизайнерских знаниях, умениях и способностях осуществлять преобразовательную деятельность по законам красоты.
Технологическая культура оказывает свое влияние на задачи и содержание образования подрастающего поколения. В системе общего образования осуществляется и технологическая подготовка учащихся, целью которой является формирование технологической культуры и готовности к преобразовательной деятельности с использованием научных знаний.
В осуществлении этой задачи особое место в психологии и педагогики отводят урокам труда. Основная особенность, которой, преобладание практической деятельности, направленная на преобразование предметной реальности. Реализация технологической подготовки в трудовом обучении способствует интеграции репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности учащихся, соединяющая работы рук с работой головы. Трудовая деятельность становиться источником знаний, стимулом познавательных интересов, жизненной потребностью, что способствует формированию активной жизненной позиции, развитию логического мышления, научному пониманию явлений и фактов объективной реальности.
В последние десятилетия существенно изменились содержание и область применения понятия «Технология». Оно охватывает в настоящее время как материальный, духовный, так и социальный аспект человеческой деятельности, тесно взаимосвязанные между собой. Мы определяем технологию как область знаний, методов и средств, используемых для оптимального преобразования и применения материи (материалов), энергии и информации по плану и в интересах человека, общества, охраны природы. Технология изучает средства и методы этих преобразований. Изучение ее направлено, в конечном счете, на развитие личности, ее преобразующего мышления.
Усвоение содержания предмета «Технология» должно позволить учащимся:
1. сознательно и творчески выбирать оптимальные способы преобразовательной деятельности из многих альтернативных подходов с учетом их последствий для природы, общества и самого человека;
2. мыслить системно, комплексно;
3. самостоятельно выявлять потребности в информационном обеспечении деятельности;
4. непрерывно овладевать новыми знаниями, применять их в качестве методов и средств преобразовательной деятельности.
Творческие способности школьников развиваются в процессе выполнения проектных заданий.
Поскольку раздел «Проект» входит в Программу по технологии, то каждый учитель этой дисциплины должен знать методику проектной деятельности учащихся, поэтому главная цель данной работы - рассмотреть методику проектной деятельности учащихся в школьном курсе «Технология».
Т. к. проект - это самостоятельная творческая завершенная работа, выполняемая под руководством учителя, то к учителям дисциплины «Технология» предъявляются высокие требования. Поэтому задачи данной курсовой работы будут следующие:
1. Раскрыть сущность проектной деятельности учащихся.
2. Разработать собственную методику преподавания раздела «Проект» в школьном курсе «Технология».
3. Узнать требования, предъявляемые к проектам учащихся.
4. Изучить способы активизации проектной деятельности учащихся.
5. Разработать материально-техническое обеспечение проектной деятельности учащихся
Использование метода проектов позволяет реализовывать деятельный подход, который способствует применению умений, знаний, полученный при изучении школьных дисциплин на разных этапах обучения и интегрировать их в процессе работы над проектом. Это позволяет не только претворять в жизнь политехнический принцип обучения, но и использовать знания их социальных и культурологических дисциплин.
Скачать курсовую работу: