Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.

План.

1. Историческая обстановка, в условиях которой изображаются Л.Н.Толстым Кутузов и Наполеон.

2. Контрастность образов Кутузова и Наполеона:

  1. по целям и задачам войны 1812 года;
  2. по взаимоотношению с армией;
  3. По чертам характера:

- человечность Кутузова и бездушие Наполеона;

- бескорыстная преданность Кутузова родине и честолюбие Наполеона;

- мудрость Кутузова и ограниченность Наполеона.

3. Оценка Толстым личности и деятельности обоих полководцев.

Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» - одно из величайших произведений мировой литературы. В нем писатель изображает исторические события 1805-1812 годов. Он рассказывает о знаменательных событиях из истории страны, освещает важные стороны народной жизни, взгляды, идеалы, быт и нравы различных слоев общества. Писатель вводит читателя в мир своих героев в то время, когда Россия в союзе с Австрией и Пруссией вступила в войну с Наполеоном. В этой обстановке множество людей становится политиками, они следят за каждым шагом военных действий.

В романе противопоставлены два полководца: Кутузов и наполеон.

В облике Кутузова Толстой, прежде всего, отличает его простоту, обыкновенные черты старого человека. Ничего от повелителя народов нет в этом полном, рыхлом старше, в его сутулой фигуре и тяжелой походке.

Толстой подчеркивает целеустремленность всех действий Кутузова, сосредоточенность ума и воли на задаче, вставшей перед ним и русским народом, Кутузов все делает для того, чтобы помочь народу. Он становится направляющей силой народного сопротивления, руководит нравственным духом войска.

Часто кажется, что Кутузов – пассивная личность. Да, он дремлет на военных советах под Аустерлицем и в Филях, а в ходе Бородинского сражения одобряет или порицает то, что делается без его участия. Но во всех этих случаях внешняя пассивность Кутузова – форма проявления его мудрой человеческой активности.

«Источник необычайной силы» и русской мудрости Кутузова писатель видит в «Том народном чувстве, которое он несет в себе со всей чистоте и силе его». Перед Бородинским сражением полководец вместе с солдатами поклоняется иконе Смоленской Богоматери. Среди солдат он не случайны человек, он свой, он такой же, как все. Бородинское сражение Кутузов один из всех расценивает не только как победу русского войска над Наполеоном, но и как «страшный удар», который должен быть смертелен.

Народное чувство руководило Кутузовым и внушало ему отвращение к насилию и жестокости, к бесцельному и бесполезному пролитию человеческой крови. Жалея своих солдат, Кутузов решает уступить Москву.

Когда же враг покидает столицу, полководец прилагает максимум усилий, чтобы сдержать «воинский дух» своих генералов.

Кутузов – опытный полководец. «Он знал, что не умом или наукой, а всем русским существом знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат, что французы побеждены, что они бегут и надо выпроводить их, но вместе с тем он чувствовал, заодно с солдатами, всю тяжесть этого, неслыханного по быстроте и времени года, похода». Кутузов видел в русском народе великую силу, ценил его. «А!... Чудесный бесподобный народ! – говорит он, - бесподобный народ! – повторил он со вздохом». Когда уже определилось направление бегства французской армии по Смоленской дороге, все высшие чины армии хотели отличиться. Кутузов один все свои силы употреблял на то, чтобы противодействовать наступлению. «Они должны понять, что мы можем только проиграть, действуя наступательно. Терпение и время – вот мои воины-богатыри». Кутузов понимал, что большая тяжесть легла на плечи солдат в этой войне, и он с искренней любовью разговаривает с солдатами.

«Вот что, братцы. Я знаю, трудно вам, да что же делать! Потерпите, недолго осталось. Проводит гостей, отдохнем тогда. За службу вашу вас царь не забудет. Вам трудно, да все же вы дома, а они – видите, до чего они дошли, - сказал он, указывая на пленных. – Хуже нищих последних. Пока они были сильны, мы их не жалели, а теперь пожалеть модно. Тоже и они люди. Так, ребята?».

Из всех исторических деятелей, показанных в романе, одного Кутузова называет Толстой истинно великим человеком. «Трудно вообразить себе цель более достойную и более совпадающую с волею всего народа… как та цель, к достижению которой была направлена вся деятельность Кутузова в двенадцатом году».

Кутузову противостоит в романе Наполеон. На первых же страницах романа «Война и мир» возникает острый спор о Наполеоне – его начинают гости салона знатной светской дамы Анны Шерер. Заканчивается этот спор лишь в эпилоге романа. Толстой всегда считал его человекам, у которого были «помечены ум и совесть», и поэтому все его поступки «были слишком противоположны добру и правде, слишком далеки от всего человеческого». Не государственный деятель, а избалованный, капризный и самовлюбленный позер – таким предстает император Франции во многих сценах романа.

Одной их таких картин является встреча Балашева, приехавшего с письмом от императора Александра. "Несмотря на привычку Балашева к придворной торжественности, роскошь и пышность двора императора Наполеона поразили его». Принимая Балашева, Наполеон все рассчитал для того, чтобы произвести на русского посла неотразимое впечатление силы и величия, могущества и благородства. Он принял Балашева в «самое выгодное свое время – утро». Он был наряжен в «самый величественный свой костюм – открытый мундир с лентой почетного легиона на белом пикейном жилете и ботфорты, которые он употреблял для верховой езды». По его указанию были сделаны разные приготовления для приема русского посла. «Сбор блестящей свиты у подъезда был тоже рассчитан». Рассчитано было не только время, но и место встречи и даже поза, которую надлежало принять Наполеону, встречая русского посла. «Он вышел, быстро подрагивая на каждом шагу и откинув голову назад. Вся его потолстевшая, короткая фигура с широкими толстыми плечами и невольно выставленным вперед животом и грудью имела тот представительный, осанистый вид, который имеют в холе живущие сорокалетние люди».

Толстой подробно описывает нам разговор между ними. Как только Наполеон стал раздражаться, «лицо его дрогнуло, левая икра ноги начала мерно дрожать». Когда Балашев изложил требование русского правительства, лицо Наполеона как будто окаменело «и левая нога дрожала еще быстрее». У Наполеона была еще одна привычка «смотреть мимо собеседника». Встретив русского посла, он «взглянул в лицо Балашева своими большими глазами и тотчас же стал смотреть вперед мимо него».

А также эпизод с польскими уланами, бросившимися в реку, чтобы угодить императору. Они гибли, но считали эту смерть самой лучшей. А Наполеон даже не взглянул на них.

Наполеон проявляет полное равнодушие к убитым, проезжая про Аустерлицкому полю сражения. «Величие» Наполеона показано в сцене, когда Наполеон смотрит на Москву, любуясь ей и не веря, что она у его ног. «Вот она, эта столица, она лежит у моих ног, ожидая судьбы своей… Одно мое слово, одно движение моей руки, и погибла эта древняя столица…» Так думал Наполеон, напрасно ожидавший делегацию «бояр» с ключами от города, раскинувшегося перед его глазами. Он оказался в жалком и смешном положении, узнав, что Москва пуста. Когда же Наполеон понял, что эта война проиграна, он позорно бежит из армии, оставляя ее. И хотя Наполеон считал войну шахматной игрой, она была проиграна. Благодаря мужеству и стойкости русских солдат, которые вели справедливую войну, защищая Родину от врага, была достигнута эта величайшая победа.

По словам Толстого, Наполеон был предназначен «провидением на печальную, несвободную роль палача народов», исполняя «ту жестокую, печальную и тяжелую, нечеловеческую роль, которая ему была предназначена». Кутузов, свободный от страстей тщеславия и честолюбия, легко подчинил свою волю воле «провидения», то есть прозревал «высшие законы», управляющие движением человечества и потому стал представителем народной освободительной войны.

Для получения возможности скачивания файлов и добавления комментариев - войдите на сайт или зарегистрируйтесь.