ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему «Основные направления социальной политики в отношении семей с детьми-инвалидами на примере дома детского творчества»
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВРЕМЕНОЙ ДЕТСКОЙ ИНВАЛИДНОСТИ 9
1.1. Содержание понятия инвалидность. Изучение статуса детской инвалидности 9
1.2. Виды реабилитации, социальные проблемы психологической реабилитации детей-инвалидов 14
1.3. Основы нормативно-правового обеспечения социальной защиты детей-инвалидов 20
ГЛАВА 2. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМИРУЮЩЕГОСЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА 30
2.1. Индивидуальная социально-реабилитационная работа с семьями детей-инвалидов 30
2.2. Образовательная интеграция детей-инвалидов в общество 40
3.3. Общественные организации в адаптации детей-инвалидов 53
2.4. Анализ социальной работы с детьми-инвалидами на примере МОУ Дополнительного Образования Детей «Тарусский Дом Детского Творчества» 60
Заключение 74
Литература: 78
Приложения 84
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
За последние годы зафиксировано катастрофическое увеличение количества детей-инвалидов. За последние двадцать лет численность детей-инвалидов в России увеличилась в 12 раз. За последние 10 лет уровень заболеваемости детей в целом вырос более чем в 1,4 раза. Сейчас в Российской Федерации проживает 29 млн. детей. Из них детей-инвалидов 587 тыс. и, согласно прогнозам, уже в ближайшие десять лет число их достигнет 1,2 – 1,5 млн. Стремительные темпы увеличения численности этой категории населения ведут к самым неблагоприятным социально-экономическим последствиям. Необходимость ухода за детьми-инвалидами осложняет процессы социально-экономической адаптации семей, прежде всего в силу того, что родители вынуждены оставлять работу. В то же время возрастание числа неработающих родителей, имеющих детей-инвалидов, приводит к сокращению трудового потенциала страны.
В последние годы были предприняты значительные усилия по совершенствованию законодательных норм, регулирующих положение детей-инвалидов, что позволило добиться определенных позитивных результатов. Вместе с тем, социальная поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов, пока еще остается недостаточной.
Основные причины роста численности детей-инвалидов в России вызваны неблагоприятными социально-экономическими условиями, с которыми связано: снижение уровня жизни населения и его качественного состояния; ухудшение экологической обстановки; ухудшение условий труда и т.д.
Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.). Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социальной реабилитации.
Таким образом, актуальность исследования проблем социальной защиты детей-инвалидов, предопределяется в значительной степени не только научными задачами, но и потребностями практического совершенствования механизма социальной защиты в нашей стране в условиях продолжающейся общественной трансформации.
Такая мысль в корне меняет подход к триаде "ребенок - общество - государство". На наш взгляд, суть этого изменения состоит в следующем:
- главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов, а иногда и элементарного образования. Эта проблема является результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которые санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб.
- ребенок, имеющий инвалидность, может быть так же способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей;
- ребенок - развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве;
- государство призвано не просто предоставить ребенку, имеющему инвалидность, определенные льготы и привилегии, оно должно пойти навстречу его социальным потребностям и создать систему социальных служб, позволяющих снивелировать ограничения, препятствующие процессам его социальной реабилитации и индивидуального развития.
К сожалению, на сегодняшний день в России не разработана целостная, эффективная система включения детей с ограниченными возможностями в социальную жизнь и гарантирующая им полноценную социальную защиту, возможности удовлетворения основных потребностей, реализацию интересов. Слабо разработана в научном смысле и система совершенствования социальной защиты детей-инвалидов с точки зрения государственной политики.
Таким образом, имеет место противоречие между объективными потребностями в создании целостной эффективной системы социальной защиты детей инвалидов с включением в эту систему различных социальных институтов и отсутствием в социологической науке достаточно обоснованной теории, а в практике - эффективной технологии, обеспечивающей решение вопросов социальной защиты детей-инвалидов в российском обществе. Выявленное противоречие очерчивает проблемное поле, связанное с изучением проблемы управления процессом социальной защиты детей-инвалидов в России.
Актуальность и недостаточная исследованность вышеуказанных проблем обусловили объект, предмет, цели и задачи исследования.
Объектом исследования является развитие и формирование социальной политики государства в отношении детей-инвалидов как специфической социальной группы.
Предметом выступает социальная работа как фактор развития социальной политики в отношении детей-инвалидов на примере Муниципального Образовательного Учреждения Дополнительного Образования детей «Тарусский Дом Детского Творчества».
Цель и задачи исследования. Целью дипломной работы является исследование механизма социальной работы с детьми-инвалидами на конкретном примере и изучение основных направлений совершенствования социальной работы в современных условиях.
В соответствие с указанной целью в дипломной работе выдвинуты следующие исследовательские задачи:
– определить и раскрыть факторы состояния детской инвалидности как особой социальной проблемы;
- описать сущность понятий инвалидность и реабилитация, виды реабилитации;
- рассмотреть современные направления и основные методы социальной реабилитации детей-инвалидов;
– изучить сущность, структуру и основные направления системы социальной защиты детей-инвалидов;
- изучить нормативно-правовые основы обеспечения социальной защиты детей-инвалидов;
– на примере МОУ «Тарусский дом детского творчества» изучить специфику и направления работы с детьми-инвалидами;
- по результатам анализа сформулировать выводы, предложения по улучшению социальной работы с детьми-инвалидами.
Степень разработанности проблемы. Интерес к проблеме социальной защиты детей с ограниченными возможностями, к социальным проблемам, с которыми сталкивается семья, воспитывающая такого ребенка, постоянно растет, что подтверждается увеличением числа исследований, монографий, книг, статей, посвященных этим проблемам во всем мире.
Следующие исследования российских и зарубежных ученых посвящены различным вопросам инвалидности детей:
научной разработке и практической реализации социальной политики государства (Л.А. Абалкин, В.М. Жеребин, Т.И. Заславская, Л.Н. Овчарова, Л.С.Ржаницына, Н.М. Римашевская, Р.В. Рывкина и др.);
трансформации российского общества, адаптации индивидов и отдельных социальных групп к изменяющимся экономическим условиям (Е.М. Авраамова, Л.А. Беляева, В.И. Кабалина, Л.В. Корель, И.Б. Назарова, Д.В. Ольшанский, Н.Е. Тихонова, М.А. Шабанова и др.);
гендерных аспектов социально-экономической адаптации семей (М.Ю. Арутюнян, О.М. Здравомыслова, Т.Ю. Журженко, Малышева, Л.М.Прокофьева, Н.М. Римашевская, Г.Г. Силласте, П. Бартон, Ш. Филлпс);
актуализации социально-экономических проблем инвалидов в России (В.В. Бодрова, С.А.Васин, Т.А. Добровольская, И.П. Каткова, Д.И. Лаврова, А.И. Осадчих, С.Н. Пузин, Е.Л. Сороко, Ш.Б. Шабалина и др.).
- вопросы социально-экономической адаптации семей с детьми-инвалидами исследовали Е.Ф.Ачильдиева, Г.Г. Силласте, Е.Р. Ярская-Смирнова, Л.В. Ясная.
Разнообразные аспекты развития процесса социальной защиты детей-инвалидов получили отражение в многочисленных периодических изданиях - альманах «Исцеление», журнал «Социальная защита», «Социальная работа», «Журнал работников социальных служб».
В целом, аналитический обзор литературы, периодических изданий и диссертационных исследований показывает, что за последние 20 лет акцент в исследовании проблем детей с ограниченными возможностями сместился с углубленного изучения в большей степени медицинских аспектов к анализу проблемы развития ребенка-инвалида как личности.
Теоретическая значимость работы. В работе затронуты современные проблемы детской инвалидности, которые требуют более глубокого изучения для последующего их решения, как в области социальной работы, так и в других сферах жизни.
Практическая значимость работы. Результаты анализа работы детского дома творчества помогли сформулировать предложения по улучшению социальной работы с детьми-инвалидами, которые можно использовать в дальнейшей работе рассмотренного учреждения.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников и приложений.
Скачать диплом:
Скачать презентацию к диплому: